30 слов с разделительным мягким знаком. Разделительные «ъ» и «ь. Примеры слов с разделительными твердым знаком
Слит-ное и раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го
Нам уже из-вест-но, что мяг-кий знак - это по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го звука. Кроме того, мяг-кий знак может быть раз-де-ли-тель-ным .
Чтобы по-нять лучше, рас-смот-рим при-мер. Про-чи-та-ем слова. Коля - колья .
Как зву-чит по-след-ний со-глас-ный звук в пер-вом слове?
Коля - звук [л"] зву-чит мягко. Его мяг-кость обо-зна-че-на бук-вой Я. Как про-из-но-сит-ся со-глас-ный и сле-ду-ю-щий за ним глас-ный?
ЛЯ - слит-но. Коля .
Коля несёт колья. Колья - это за-ост-рён-ные палки.
Слит-но или раз-дель-но про-из-но-сит-ся со-глас-ный со сле-ду-ю-щим глас-ным?
Колья - [кол"йа] - раз-дель-но. Раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го на пись-ме по-ка-за-но с по-мо-щью мяг-ко-го знака.
Где пи-шет-ся раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак
Про-чи-та-ем слова и по-на-блю-да-ем, слит-но или раз-дель-но про-из-но-сят-ся со-глас-ный и глас-ный?
Семя - семья
перо - Пьеро
солю - солью
суди - судьи
полёт - по-льёт
Вывод: раз-де-ли-тель-ный Ь знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный нужно про-из-но-сить раз-дель-но.
Рис. 2. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)
Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак пи-шет-ся после со-глас-ных, перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.
Рис. 3. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)
Итак, мы узна-ли, что раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Пи-шет-ся он после со-глас-но-го перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.
Тран-скрип-ция слов с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком
Вспом-ним, что про-ис-хо-дит с бук-ва-ми Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.
Рис. 4. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)
Вы-пол-ним тран-скрип-цию слов. По-счи-та-ем ко-ли-че-ство букв и зву-ков.
Му-равьи, пью.
В слове му-равьи по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го звука [в"], мяг-кий знак в тран-скрип-ции не пи-шет-ся, буква И - при про-из-но-ше-нии дало 2 звука [йи]. [мурав"йи] - 7 букв, 7 зву-ков. В слове пью по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го [п"], буква Ю в тран-скрип-ции обо-зна-ет-ся как [й"у]. [п"й"у] - 3 буквы, 3 звука.
Де-ла-ем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после раз-де-ли-тель-но-го мяг-ко-го знака дают 2 звука.
Рис. 5. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)
За-да-ния для за-креп-ле-ния
За-кре-пим по-лу-чен-ные зна-ния.
Рас-пре-де-лим слова в два стол-би-ка: в пер-вый, где Ь - по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го, во вто-рой - раз-де-ли-тель-ный.
Сло-варь, питьё, день-ки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, бра-тья, семья.
В пер-вый стол-бик по-па-ли слова: сло-варь, день-ки, лось, пень, Ольга.
Во вто-рой стол-бик по-па-ли слова: питьё, шью, вьюга, бра-тья, семья.
До-пи-шем пред-ло-же-ния, ис-поль-зуя слова с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.
Сова охо-тит-ся ……
Орёл взмах-нул ……
Ху-дож-ник ри-су-ет ……
Тело птицы по-кры-то ……
Охот-ник за-ря-дил ……
Про-ве-рим, что по-лу-чи-лось.
Сова охо-тит-ся ночью.
Орёл взмах-нул кры-лья-ми.
Ху-дож-ник ри-су-ет ки-стью.
Тело птицы по-кры-то пе-рья-ми.
Охот-ник за-ря-дил ружьё.
Из-ме-ним со-че-та-ния слов по об-раз-цу:
Шубка зайца - за-ячья шубка
Пасть волка -
Гнез-до во-ро-ны -
Бер-ло-га мед-ве-дя -
Рога ко-ро-вы -
Шерсть овцы -
Про-ве-рим.
Вол-чья пасть, во-ро-нье гнез-до, мед-ве-жья бер-ло-га, ко-ро-вьи рога, ове-чья шерсть.
Об-ра-зу-ем от имён фа-ми-лии с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.
Гри-го-рий, Юрий, Ва-си-лий, Игнат, Афа-на-сий.
Про-ве-рим.
Гри-го-рьев, Юрьев, Ва-си-льев, Иг-на-тьев, Афа-на-сьев.
Вста-вим, где необ-хо-ди-мо Ь знак. Опре-де-лим, какую роль он иг-ра-ет.
Дар...я, земл...я, счаст...е, вороб...и, плат…е, друз…..я, реб...та, стул...я, руч….и, шить...е, песн…я, раз-дол...е, семь...я, нян...я, весел...е.
Про-ве-рим.
В сло-вах земля, ре-бя-та, песня, няня мяг-кий знак не нужен, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся слит-но.
В сло-вах Дарья, сча-стье, во-ро-бьи, пла-тье, дру-зья, сту-лья, ручьи, шитьё, раз-до-лье, семья, ве-се-лье вста-ви-ли раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но.
На этом уроке мы узна-ли, что мяг-ких знак вы-пол-ня-ет ещё одну роль - он по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Имен-но по-это-му, буква по-лу-чи-ла своё на-зва-ние раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак .
На сле-ду-ю-щем уроке мы узна-ем, что такое части речи, что изу-ча-ет наука мор-фо-ло-гия. На-учим-ся пра-виль-но ста-вить во-про-сы к сло-вам для опре-де-ле-ния ча-стей речи.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/pismo-orfografiya/pravopisanie-slov-s-razdelitelnym?seconds=0
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.
II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.
III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.
2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.
1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким
знаком (ь) в середине.
1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.
2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.
Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» -
В саду щебечут птицы.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Открываем календарь -
Начинается январь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
(С. Маршак)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.
Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.
ЛЕТО В АЛЬБОМЕ
Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!
ЗИМНИЙ ПРУД
Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.
СОСУЛЬКА
Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!
Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.
Мягкий знак - особая буква русского языка. Несмотря на то, что он не даёт никакого звука, его роль в составе слова очень важна.
Функции мягкого знака
Как и твердый знак, мягкий используется по соседству с согласными, обозначая их мягкость. Однако это не единственный случай его употребления. Выделяют две главные функции этой буквы:
- Смягчающая.
- Разделительная.
Дополнительной функцией мягкого знака является обозначение конкретных грамматических форм, например, инфинитива глагола: беречЬ, испечЬ, привлечь.
Смягчающая функция считается основной для данной буквы. Поскольку согласные в некоторых случаях должны произноситься мягко, это нужно обязательно каким-то образом обозначить на письме. Примерами такого использования мягкого знака могут послужить слова: конЬ, банЬка, язЬ, легонЬко.
Разделительный мягкий знак пишется в нескольких ситуациях:
- Всегда перед йотированными гласными Е, Ё, Ю и Я (печенЬе, солЬёт, выпЬю, копЬя).
- В некоторых корнях слов после согласных (воробЬи).
- В заимствованных словах перед гласной О (шампинЬоны).
Свое название он получил из-за выполняемой им функции. Такой мягкий знак "разделяет" между собой согласный и гласный, показывая, что их нужно произносить отдельно. Если данную букву изъять, то получится либо совершенно другое слово, либо бессмысленный набор звуков. Например, можно сравнить слова "семЬя" и "семя", "солЬю" и "солю".
Также существует несколько ситуаций, в которых разделительный мягкий знак никогда не используется. Это позиции:
- В абсолютном начале слова.
- После приставки.
В русском языке, в принципе, нет слов, которые начинались бы с мягкого знака, после приставок же обычно ставится не мягкий, а твердый знак.
Примеры слов с разделительным мягким знаком
Разделительный мягкий знак встречается во многих словах, приведем примеры наиболее используемых из них:
- Обезьяна.
- Вьюга.
- Колье.
- Ожерелье.
- Бельё.
- Свинья.
- Муравьи.
- Здоровье.
- Семья.
- Почтальон.
- Бульон..
- Медальон.
- Веселье.
- Счастье.
- Вороньё.
- Польет.
- Побьёт.
В данном перечне приведены слова разных частей речи, написание которые следует запомнить.
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
Варенье, веселье, здоровье, ненастье, печенье, платье.
Белье, жилье, живьем, ружье, чутье, чье, вьется.
Воробьи, муравьи, ручьи, соловьи, ульи, чьи.
Вьюга, вьюн, бьет - бью, вьет - вью, льет - лью, пьет - пью, шьет - шью, елью, дверью, костью, ночью, осенью, пылью, сетью, тенью, шерстью, грязью.
Братья, друзья, деревья, звенья, крылья, колосья, листья, обезьяна, перья, прутья, свинья, семья, скамья, стулья, сучья, сыновья, хлопья, чья, Илья, Дарья, Наталья, Софья, Татьяна, волчья, козья, лисья, медвежья, овечья, оленья, птичья, собачья.
1. Хорошо сидеть под тенью дуба. 2. Охотники взяли волка живьем. 3. Обезьяна Чита ела банан. 4. Петух захлопал крыльями.
1. На пол положили медвежью шкуру. 2. У свиньи хвост крючком. 3. Хлопья снега упали на землю. 4. У Натальи платье из льна.
1. Ворона вьет гнезда на деревьях. 2. Пришла осень с дождями и грязью. 3. Татьяна пьет козье молоко. 4. Летом мы всей семьей едем на море.
1. Осенью с деревьев опадают листья. 2. У собаки Джека отличное чутье. 3. Мы набрали много ягод на варенье. 4. Муравьи - санитары леса. Не трогай муравьиную кучу.
1. Воробьи шумной стайкой сели на крыльцо. 2. Илья упал в сугроб. 3. Рыбаки ловят рыбу сетью. 4. Я пью молоко и ем печенье.
1. Скамья под тенью дуба. 2. Отряд строился по звеньям. 3. Чья это нора? Это лисья нора. 4. Ночью был дождь. Он льет весь день.
1. Береги свое здоровье. Чаще дыши свежим воздухом. 2. Закрой дверь. Дверью не хлопай. 3. Конь бьет копытом. 4. Из зала убрали стулья.
1. Лена гладит белье. 2. У грача жилье из прутьев. 3. У ржи спелые колосья. 4. У орла сильные крылья.
1. Овечья шерсть очень теплая. 2. Нашу собаку зовут Вьюн. 3. Под елью сидит белка. 4. Надя шьет кукле кофту.
1. Наши лучшие друзья - птицы. 2. Борись с грязью и пылью. 3. Чаще чисти свое платье. 4. У ручья куры.
Осень в лесу.
Осенью в лесу тихо. Укрыли землю мокрые листья. Деревья стоят голые. Часто льют дожди. Холод загнал зверей в норы. Только ветер нарушает тишину леса. Трещат от ветра сучья. Качаются верхушки деревьев.
Наша семья.
Наша семья большая. Мои братья ходят в школу. Сестра Дарья работает на пчельнике. Там много ульев. Отец работает на поле. Мать ухаживает за свиньями. Каждый делает свое дело.
Праздник.
Наступил май. Вот и праздник. Над крышей вьется красный флаг. Люди вышли на площадь. В девять часов бьют куранты. Вот и салют. Мы идем домой. Там нас ждет пирог и чай с вареньем.
Выборочные диктанты.
Приходите к нам, друзья!
Эту елку выбрал я.
(С. Михалков.)
Воробьи вокруг скакали,
Видно, корм себе искали.
(О. Высотская.)
Листопад.
Листопад.
Листья желтые
(В. Мирович.)
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
(Г. Ладонщиков.)
Осторолсная лисица
Подошла к ручью напиться.
(Г. Ладонщиков.)
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
(Г, Ладонщиков.)
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая,
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
(С. Маршак.)
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
(С. Маршак.)
Кто видел у нас
В магазине Андрюшку?
Он самую лучшую
Выбрал игрушку -
Он выбрал ружье,
И сказал продавец:
Ты будешь охотником.
Ты молодец!
(С. Михалков.)
Мои друзья-приятели
Зря времени не тратили.
(Л. Зубкова.)
У клена листья разные:
Зеленые и красные…
(Л. Зубкова.)
Видит вьюга чудо это:
Солнце, вербу и скворца,
Вьюга хмурится от света,
Вьюга тает у крыльца.
(Л. Зубкова.)
Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте ее!
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто чинит и гладит белье?
(Е. Благинина.)
Муравьи свой город строят
Только к югу от сосны.
(Б. Раевский.)
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник - дом.
(С. Михалков.)
Самодиктанты.
Мама, папа, брат и я -
Это дружная … (семья).
Что мне холода бояться!
Я привыкла закаляться.
Кран доволен, кран смеется -
На меня водичка … (льется).
У бабушки нашей хватает забот:
Для внучки Наташи и вяжет и … (шьет).
Ах, какое объеденье -
Земляничное … (варенье).
А ну-ка, веселее
Ударим молотком,
Покрепче, посильнее
Мы гвоздики … (забьем).
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы … (льет).
1. Я люблю кукурузные хлопья с молоком. 2. Друзья нашли волчью нору. 3. Из трубы вьется дымок. 4. Бегут по оврагам звонкие ручьи.
1. Под елью прячутся ежи. 2. Сыновья тети Дарьи - рабочие. 3. Мед очень полезен для здоровья. 4. Тело птицы покрыто перьями.
1. Чья майка? Чьи чулки? Чье платье? Это вещи маленькой Лены. 2. Братья Поповы спешат на завод. 3. Брату подарили ружье и барабан.
1. Скоро польет дождь. 2. К белью пришили пуговицы. 3. Вечером я полью огород. 4. Витя делает колья для забора.
1. За столом вся семья. 2. Я вылью воду из кувшина. 3. Друзья встречали вместе Новый год. 4. Оленьи рога красивы.
В лагере.
Утром дети пьют чай. Потом они идут к морю. Волны бьют о берег. Ребята купаются и играют в мяч. Кругом шум и веселье. Звучит горн. Он зовет на обед.
Собака Вьюга больна. Друзья Петя и Толя кормят ее. Они дают ей теплое молоко. Скоро собака будет здоровой. Друзья рады.
Весна пришла.
Кончились вьюги. Пришла весна. Солнышко льет тепло. Бегут и журчат ручьи. На деревьях зеленеют листья. Ползают муравьи. Громко чирикают воробьи.
На бульваре.
Мы с друзьями были на море. Вдоль моря тянется бульвар. Часто мы гуляли по бульвару. Хорошо на скамье под тенью пальм. Листья у пальмы широкие, большие. Слышны звуки вальса. Всюду веселье.
На охоту.
Дед обещал взять меня на охоту. Ночью я не мог спать. Вышли рано на зорьке. У деда через плечо ружье. У меня сумка. Чьи это следы на снегу? Это след лисицы. А вот и лисья нора. Дед взял лису живьем. Охота удалась.
Творческие диктанты.
1. Весна, птицы, вить, гнезда.
2. Часто, осень, лить, дожди.
3. Снег, видны, лиса, следы.
5. Мы, шить, костюмы, праздник.
6. Ночь, кусты, петь, соловей.
Контрольные диктанты.
Ночью мороз затянул лужи. Днем тепло. Журчат ручьи. На голых сучьях кричат грачи. Они вьют гнезда. На поле вышли машины. (20 слов.)
Это наш сад. Весной тут много работы. Взрослые рыхлят землю под деревьями. Ребята собирают мусор. Они жгут сухие листья. Уже прилетели наши друзья-птицы. Они вьют гнезда. (27 слов.)
В лесу жил сторож Илья. Зимой часто Илья ходил на охоту. Знал Илья лисьи и заячьи следы. Знал и птичьи крики. Домой Илья часто приносил большую добычу. (27 слов.)
В лесу журчат ручьи. У ручья растут деревья и кусты. У деревьев большие широкие листья. Они закрывают ручей тенью. К ручью пришел олень. Он пьет воду. (26 слов.)
Была сильная вьюга. Ветер качал деревья. Ветки стучали в окно. Хлопья снега били в лицо. Ночью ветер утих. Снежинки кружились и падали. Снег лег на деревья, на скамьи. (28 слов.)
Бабушка и внучка.
У бабушки есть внучка Таня. Татьяна часто выручает бабушку. То огород польет. То белье постирает. Бабушка любит внучку. Бабушка шьет ей платье к празднику.
План.
I. Актуальность проблемы.
II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».
III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.
IV. Основные принципы работы.
V. Направления логопедической работы.
VI. Логопедическая работа
- на уровне слога
- на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
VII. Результативность работы.
VIII. Литература.
Актуальность проблемы.
Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.
Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.
Виды и проявления ошибок. |
Возможные их причины |
Приёмы выявления |
Способы устранения. |
I. Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови - |
1. Незнание правила. 2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит) 3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия. |
1. Попросить ребенка рассказать правило. 3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без, например: ля – лья - ля, солю - солью, полет - польет, Коля – колья, показать нужную картинку, Например: покажи, где Коля, а где колья. |
1. Выучить или повторить правило. 2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение). 3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы: а) Зрительный анализатор: * дидактическое пособие ля- лья; *слоговая таблица с опорными знаками ле – лье; *индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку). б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад. в) Кинетический (двигательный) анализатор - слог без разделительного Ь - движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд. г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й. |
II. Неуместное использование разделительного Ь знака в словах, |
1.Несформированность или нарушение фонематического слуха. 2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
1.См. I, п.3. 2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п. |
1.См. I, п. 3. 2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например: платие – платье, веюга – вьюга, леу – лью |
1.Неправильное произношение слов. 2. Нарушение фонематического восприятия. |
||
IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например: вйут - вьют семйя – семья |
Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком. |
Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком. |
Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком. |
Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.
Цель коррекционной работы:
формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.Задачи.
- Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
- Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
- Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).
В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.
- Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
- Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
- Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
- Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).
Направления логопедической работы.
I.Повторение правила.
II.Формирование правильных произносительных навыков.
III.Формирование фонематических представлений.
IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Рассмотрим подробнее эти направления.
I. Повторение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.II.Формирование произносительных навыков.
- Слушание образца правильного произношения.
- Сопряжённое воспроизведение.
- Отражённое воспроизведение.
- Самостоятельное воспроизведение.
Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
- У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
- Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
III. Формирование фонематического восприятия.
1. С опорой на зрительный анализатор.
-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку - улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами - дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.
-Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля - лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.
2. С опорой на кинестетический анализатор.
Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).
3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.
Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знакомСлог без разделительного мягкого знака - движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком - волнообразное движение руки («съехали с горки»).
4. С опорой на слуховой анализатор.
Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
- чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
- вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.
Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.
Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).
Цель.
Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.
1.Уточнение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).
Задание на закрепление правила.
Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.
Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака - он стоит между согласной и гласной 2 ряда.
2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.
Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).
Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)
Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).
На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.
Это 2 способ - определение разделительного мягкого знака на слух.
Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).
Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.
3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.
Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.Это третий способ - губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».
А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).
Это четвёртый способ - рука «рисует» волну.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору.
А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.
Упражнения для закрепления.
1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.
3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:
«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя - зья
бе -
ря -
чи -
ся -
лю -
«Убери разделит. мягкий знак»
лья - ля
рью -
бьи -
сья -
нья -
пью –
4.Игра «Внимательные ушки»
(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.
При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.
На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.
На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.
Задания и упражнения для закрепления.
1.Игра " Внимательные ушки".
а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак: ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.
2. Игра "Четвёртое лишнее".
а) в слогах не – не – нье – неб) в словах
- на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
- с опорой на самостоятельное проговаривание:
- по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
- по картинкам
3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.
Обязательно даются слова - «ловушки» без разделительного знака. а) слова: листья - ____тья, лимон - ________б) словосочетания: птичьи перья - _____чьи ______рья
в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.
4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.
ля – Оля, лямка, поляна и т.д.лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.
5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.
Даются и "слова-ловушки".а) с опорой на речь логопеда - оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)
б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.
6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.
Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.Л | и | с | т | ь | я |
Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.
7. Задания на вставку буквы ь.
а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ицаб) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.
в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.
г) в текстах:
Апр...ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.
8. Работа со словами-паронимами.
Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова). а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.
в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.
г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
"Добавь разделительный мягкий знак в слово":
Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
"Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю
9. Задания на словоизменение и словообразование.
а) образование множественного числа слов:- на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос - колосья
- на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.
- на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей) Желтеют в саду ……………….(дерево)
б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий -
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –
в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы?
У медведя? У кошки? У собаки?
г) Задания на самостоятельное словоизменение:
- на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак - ночь – ночью, вить - вьют, вьёт, сидеть - сиденье, Наташа - Наталья, весело – веселье.
- на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__
10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.
Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа - безделье.11. Выразительное чтение стихотворений.
12. Пересказы текстов.
13. Слуховые диктанты (задания на проверку).
- слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.- предложения: Без терпенья нет ученья.
- текст
Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.
Результативность работы
За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.
В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.
- Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
- Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
- Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.
Литература.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО "АКВАРИУМ БУК", К.:ФГУИППВ, 2004.
- Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
- Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
- Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.