Что обозначает обстоятельство и дополнение. На какие вопросы отвечает обстоятельство в предложении. Сравнительные обороты с союзом КАК
Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста
Вконтакте
Что обозначает
Где? (Место),
Куда? (Направление),
Когда? (Время),
Откуда? (Направление),
Почему? (Причина),
Зачем? (Цель),
и Как? (Способ).
основные вопросы
- : думает (как?) правильно;
- : красивый (насколько?) очень;
- : сильно (как?) слишком.
Внимание! Примеры о
выделяют 8 видов
Важно!
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов
- когда?
- в какой обстановке?
К какой части речи относится
такие части речи :
- : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
Самым сложным для понимания является первый вариант.
Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.
Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:
цель его употребления:
- для определения падежа;
Обособление на письме
Весь деепричастный оборот
образуют несколько слов
Важно!
Д, значит имеет вид времени.
Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.
Что обозначает
Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:
Где? (Место),
Куда? (Направление),
Когда? (Время),
Откуда? (Направление),
Почему? (Причина),
Зачем? (Цель),
и Как? (Способ).
Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:
- глагол: думает (как?) правильно;
- прилагательное: красивый (насколько?) очень;
- наречие: сильно (как?) слишком.
Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.
Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:
- Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
- Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
- Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
- Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
- Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
- Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
- При каком условии? – объяснение условий.
- Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка
Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
- когда?
- в какой обстановке?
К какой части речи относится
Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :
- Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
- Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
- Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
- Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
- Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.
Самым сложным для понимания является первый вариант.
С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.
Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:
- шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
- шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.
Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:
- для определения падежа;
- для уточнения роли слова в структуре предложения.
Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.
Обособление на письме
Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.
Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.
Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.
Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?
Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.
Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.
Примеры заданий и порядок выполнения работы
Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.
Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.
Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.
Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.
«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.
Обстоятельство в русском языке, примеры
Обстоятельство в русском языке
Вывод
В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, связанный с действием, и отвечает на вопросы косвенных падежей, обычно стоит после слова, которое распространяет. Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули - дополнение). Он знал цену (чему?) таким разговорам (таким разговорам - дополнение).
Дополнение может выражаться существительными, местоимениями, реже количественными чиислительными, инфинитивом, субстантивированными словами, синтаксически неделимыми словосочетаниями, например: Из десяти вычесть пять.(из десяти пять -дополнение). Они просили его разобраться (разобраться - дополнение).
Прямые и косвенные дополнения
Дополнение, обозначающее предмет, на который непосредственно направлено действие называется прямым. Прямое дополнение в предложении относится к переходному глаголу и выражается следующими формами:
- формой беспредложного винительного падежа существительных, местоимений, субстантивированных слов, например: Ночью я видел (что?) берёзы (берёзы- дополнение). Он увидел (кого?) меня и замер (меня - дополнение).
- формой беспредложного родительного падежа: а) если дополнение обозначает прямой объект (делимое вещество), который охватывается действием частично (такой родительный падеж называется разделительным), например: А ведь вы правы: всё лучше выпить (чего?) чайку (чайку - дополнение); б) при переходных глаголах с отрицанием не (родительный при отрицании), например: Но он не рассмотрел (чего?) лица (лица- дополнение);
- формой дательного падежа прямого объекта с предлогом по (дательный распределительный), напрмиер: дать по апельсину, посадить по дереву, взять по яблоку.
Дополнения, выраженные формами других падежей, называются косвенными , например: В медведя выстрелил лесник (медведя - дополнение). Тихонов взял ружьё и осторожно подошёл к лежащему (к лежащему - дополнение).
Обстоятельство
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия; характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.
По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Обстоятельства выражаются наречиями, существительными в косвенных падежах с предлогами или синтаксически неделимыми сочетаниями: наречие с существительным и количественное числительное с существительным.
Виды обстоятельств
- обстоятельства места обозначают место действия или нахождения предмета, направленность движения и отвечают на вопросы где? куда? откуда?. Они относятся к глаголу-сказуемому или другому члену предложения, обозначающему действие или состояние;
- обстоятельства времени указывают на время действия, его начало, продолжительность или окончание и отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго?;
- обстоятельства образа действия обозначают качество или способ действия и состояние, отвечают на вопросы как? каким образом?;
- обстоятельства степени действия дают количественную характеристику действия или признака, отвечают на вопрос сколько? в какой мере? в какой степени?;
- обстоятельства причины указывают на причину или повод, основание действия или признака и отвечают на вопросы почему? отчего? вследствие чего? зачем? по какой причине?;
- обстоятельства цели обозначают цель действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?;
- обстоятельства условия обозначают предпосылку, условие, при которых происходит описываемое событие, отвечают на вопрос при каком условии?;
- обстоятельства уступки обозначают условие, вопреки которому совершается событие, и отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что?
1. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.
Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).
2. Обстоятельства чаще всего выражены:
- наречием;
Жил (как?) весело .
- местоимением-наречием;
Поехал (куда?) туда .
- деепричастием;
Сидел (как?) отвернувшись .
- инфинитивом.
Вышел (с какой целью?) освежиться .
существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога;
Жил (где?) в лесу ; говорил (как?) с восторгом .
3. Обстоятельство обычно поясняет:
- глагол;
Идти в школу .
- прилагательное;
Крайне усталый , усталый до изнеможения .
- наречие.
Слишком быстро .
4. Обстоятельства очень разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.
Виды обстоятельств
Вид обстоятельства | Вопросы | Примеры |
---|---|---|
1. Места | где? куда? откуда? |
|
2. Времени | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? |
Я встал
(когда?) рано
. |
3. Образа действия, меры и степени | как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? |
Мать смотрела
(как?) ласково
. |
4. Сравнения | как? подобно кому? подобно чему? |
Кошка
(как? подобно чему?) клубочком
свернулась у печки.
|
5. Причины | почему? отчего? по какой причине? |
Я молчал
(почему?) из вежливости
. |
6. Цели | зачем? для чего? с какой целью? |
Я сделал это
(зачем? с какой целью?) назло
. |
7. Условия | при каком условии? |
Он просил позвонить
(при каком условии?) в случае необходимости
. |
8. Уступки | вопреки чему? несмотря на что? |
Он вернулся
(вопреки чему?) вопреки ожиданию
.
|
Обратите внимание!
1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.
Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством . - Он пошёл (как?) неспешным шагом ; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм ;
2) иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).
Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии? ). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?
Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди тишины и т.п.
План разбора обстоятельства
- Указать разряд обстоятельства по значению.
- Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.
Образец разбора
Здесь даже сосны с горя поседели (Исаковский).
Здесь - обстоятельство места, выраженное наречием.
С горя - обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с .
Второстепенными называются члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью (согласованием, управлением или примыканием). Если главные члены предложения образуют грамматическую основу, то второстепенные — не образуют.
В данной статье будут рассмотрены такие члены предложения как определение, дополнение и обстоятельство.
Определение
Определение - это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой?, который?, чей? и относится к слову с предметным значением.
По характеру связи определения с определяемым словом и способу выражения различаются согласованные, несогласованные определения и приложения.
Согласованные определения согласуются с определяемым словом в числе и падеже, а в единственном числе — ещё и в роде и выражаются словами со значением признака:
а) полным прилагательным: Пришёл пригородный автобус;
б) местоименным прилагательным: Наши люди изменились; Не ходи по этой дорожке;
в) порядковым числительным: Остановите у второго дома;
г) полным причастием: Мы мечтаем о приближающемся чемпионате.
Несогласованные определения связываются с главным словом по способу управления (рубашка в полоску , книга брата ) или примыкания (яйцо всмятку , мечта жениться ) и выражаются:
а) существительным в косвенном падеже с предлогом и без предлога: совет друга , список группы , ветка черемухи , юбка в складку ..
б) притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их): её достоинство;
в) наречием: макароны по-флотски , дом напротив ;
г) сравнительной степенью прилагательного: ребенок постарше ;
д) инфинитивом: время побеждать ;
е) нечленимым словосочетанием: учитель высшей квалификационной категории , товары повседневного спроса , добрейшей души человек..
Приложение
Приложение — определение, выраженное существительным или словосочетанием с существительным в роли главного слова (девочка-красавица , мой сосед Павел ). Приложение согласуется с определяемым словом (именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием, прилагательным, числительным) в падеже: Маша-сластёна — дал Маше-сластёне, кошка Мурка — кошкой Муркой ; может происходить также согласование в числе (студент-заочник — студенты-заочники ), но не всегда: журнал «Веселые картинки». Приложения, связанные с определяемым словом связью согласования, называются согласованными (студент-заочник , красавец мужчина ), а связанные связью примыкания — несогласованными (Ричард Львиное Сердце , журнал «Максим »).
Приложение может обозначать:
1) название предмета (географического объекта, сооружения, учреждения, произведения, продукта, товара..): река Волга , озеро Байкал , роман «Евгений Онегин» , журнал «Мурзилка» , кинотеатр «Октябрь» , миноносец «Петр Великий» ;
2) различные характеристики предмета:
а) по назначению: сумка-холодильник , дом-фургон ;
б) по качественному признаку: девушка-активистка , школьник-второгодник ;
в) по специализации: художник-маринист , студенты-юристы ;
г) по роду занятий: Анка-пулеметчица , девушка-модель ;
д) по подобию: юбка-колокольчик , месяц-серп ;
е) по возрасту: малышка сестренка, старик сосед;
ж) по национальности: продавец-грузин , учитель-француз ;
Приложение может также присоединяться союзом как в значении «в качестве»: Он прославился как прекрасный оратор .
Имя собственное лица чаще всего является главным словом, а нарицательное, характеризующее это лицо по степени родства, статусу или другим признакам, является приложением: академик Д.С. Лихачев, студент 5 курса Степанов Илья … Однако имя собственное может стать приложением, если оно поясняет нарицательное и можно вставить «а зовут его..»: Мой отец, Липатов Игорь Владимирович , Герой России.
Дополнение
Дополнение — второстепенный член предложения, называющий лицо, предмет или явление, на который распространяется действие или по отношению к которому проявляется признак.
Дополнение обозначает:
1) объект, на который направлено действие: приступить к задаче , испечь пирог ;
2) объект восприятия: смотреть фильм , видеть детей ;
3) орудие действия: раскрасил гуашью , бьет молотком ;
4) объект сравнения: лучше Паши , быстрее лидера ;
5) отношение к производителю, владельцу, руководителю: директор компании , руководитель театра , владелец дома ;
6) совместимость: журнал с приложением ;
Дополнение выражается:
а) формами косвенных падежей существительных с предлогами и без: играть с собакой , наслаждаться музыкой , гордиться достижениями ;
б) местоимением: подойти к ним , размышлять об этом ;
в) числительным: к пяти прибавить семь ;
г) субстантивированными словами: примкнул к митингующим ;
д) нечленимыми словосочетаниями: купил музыкальный центр ;
е) фразеологизмами: пригласить мастера на все руки ;
ж) инфинитивом: попросил замолчать , посоветовал подумать .
Прямое дополнение относится к переходному глаголу (переход. глаг. обозначает действие, которое не совершается в самом деятеле, а переходит на другой предмет или лицо) и некоторым словам категории состояния и выражается существительными и субстантивированными словами в следующих формах:
1) В.п. без предлога: рассказывать анекдоты , сформулировать тезис , видно звезды ;
2) Р.п. без предлога при отрицании: не читал книг , не носит брюк ;
3) Р.п. со значением части или неопределенного количества: купить масла , налить кваса ;
Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами: заступиться за девушку , взять у брата ;
Дополнения могут иметь добавочные обстоятельственные значения: отдыхать у моря (у чего? где?).
Обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие (время, причину, условие..), или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака: пришёл поздно (когда?), плакал от обиды (по какой причине?), очень вспыльчив (в какой степени?) и др.
Обстоятельства могут выражаться:
1) наречием: исследовать глубоко , стрелять метко ;
2) падежными формами существительных (с предлогами и без предлогов): относиться с сочувствием , петь фальцетом ;
3) деепричастиями: шуметь не переставая ;
4) сравнительной степенью наречия: аргументировать обстоятельнее ;
5) инфинитивом: поехать отдохнуть ;
6) нечленимым словосочетанием: отсутствовать две недели ;
Выделяются следующие типы обстоятельств по значению:
1) обстоятельства образа действия : идти пританцовывая, нестись сломя голову, читать монотонно (обозначает качественную характеристику действия, способ его совершения и отвечает на вопросы как? каким образом?);
2) обстоятельства меры и степени : жить за три моря, весьма интересный, слишком редко, говорить вполголоса (обозначает меру действия, пространства, времени, количества и отвечает на вопросы в какой мере? в какой степени? );
3) обстоятельства места : идти вдоль дороги, свернуть направо (указывает на место, направление маршрута, взаимного расположения и отвечает на вопросы где? куда? откуда? );
4) обстоятельства времени : проснуться поздно, приехать спустя час (обозначает момент времени, меру времени и отвечает на вопросы когда? как долго? );
5) обстоятельства цели : прийти поговорить, приготовить для брифинга (обозначает цель, ради которой совершается и отвечает на вопросы зачем? с какой целью? );
6) обстоятельства причины : пропустить из-за болезни, прихватить на случай дождя (обозначает причину, повод, основания события и отвечает на вопросы почему? на каком основании? );
7) обстоятельства условия : начнём при наличии большинства, сделает в случае договоренности (обозначает условие, при котором может осуществиться действие и отвечает на вопросы при каком условии?);
8) обстоятельства уступки : начался вопреки прогнозам; сделать, несмотря на возражения (обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы вопреки чему? несмотря на что? ).