Казнь после смерти. Казни мертвых Последние годы жизни
Любопытно, что казни после смерти обычно удостаиваются люди, которые при жизни были весьма могущественными. И не менее любопытно, что церковь порой не только не осуждала казни мертвых, а сама инициировала их. В этой связи можно вспомнить как Римский Папа Стефан VI, взошедший на папский престол 896 году, «отличился» тем, что организовал суд над предыдущим понтификом Формозом, причем умершим. Труп Формоза вырыли из могилы, обрядили в папские одежды и посадили на скамью подсудимых. После судебного разбирательства по обвинению в нарушении церковного права мертвого Формоза подвергли наказанию. С него сняли папские одежды, отрубили ему три пальца правой руки, которой он благословлял народ. Потом изрубленный труп Формоза бросили в Тибр.
Это кощунство не оставило равнодушными жителей Рима. Они высказал недовольство деятельностью Стефана VI, после чего его заключили в тюрьму и там задушили.
Оксфордский ученый и философом Джон Уиклиф при жизни, видимо, так прогневил священнослужителей своими требованиями провести реформацию относительно богатства, продажности и злоупотреблений римской католической церкви, что ему их припомнили аж 40 лет спустя после смерти.
«Святой собор заявляет, определяет и выносит приговор Джону Уиклифу как отъявленному еретику, который умер утвержденным в своей ереси. Собор проклинает его и осуждает воспоминания о нем. Собор также постановляет и предписывает, чтобы его тело и кости, если они могут быть распознаны среди тел других верных людей, были извлечены из земли и выброшены подальше от церковных кладбищ согласно установленным канонам и законам».
Трудно даже представить, как выглядели останки Уиклифа, пролежавшие четыре десятка лет в земле, когда их предавали экзекуции.
Забавы с казнью мертвых тел были распространены во многих странах. Классический пример – публичная казнь в Англии мертвого Оливера Кромвеля. Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и публично обезглавили. Потом голову выставили на крыше Вестминстер-Холла, а тело повесили.
Любопытно, что когда Кромвель был в зените славы и триумфально въезжал в Лондон, он, следуя заветам римлян «помнил о смерти». Офицер свиты восхитился тем, что протектора встречает так много людей.
Если бы меня везли на эшафот, - ответил Кромвель, - зевак было бы не меньше.
Так оно и получилось. Расправа над мертвым Кромвелем тоже собрала большую аудиторию. Вместе с ним посмертной казни предали и трех его усопших соратников: Генри Айртона, Томаса Прайда и Джон Брэдшоу. Их тоже вытащили из могил и судили, казнили, после чего вывесили останки на цепях в Тайберне.
Во Франции мертвых правителей не казнили, зато там жестоко расправились с усопшим убийцей короля.
1 августа 1589 года 22 летний монах доминиканец Жак Клеман вонзил отравленный кинжал в живот королю Франции Генриху III в предместье Парижа Сен Клу. Клемана убедили, что убийство короля останется для него безнаказанным, поскольку сразу после покушения он по воле Божьей станет невидимым, а значит, избежит наказания. Понятно, что невидимым после этого преступления Клеман не стал. Зато стал мертвым. Слуги короля тут же закололи и его.
На следующий день, 2 августа 1589 года, состоялся судебный процесс… над трупом монаха. Ему был оглашён приговор: «труп вышеупомянутого Клемана четырьмя лошадьми разорвать на четыре части, после чего сжечь их, а пепел высыпать в реку, дабы окончательно уничтожить всякую память о нем». В тот же день приговор привели в исполнение.
В России официально мертвецов не казнили. Но порой подвергали самосуду. Например, в начале XVII века народ подверг казни мертвое тело самозванца Гришки Отрепьева, который остался в истории как царь Лжедмитрий I. Из торговых рядов принесли прилавок и водрузили на него труп Лжедмитрия. Затем из Кремля выехали дворяне и хлестали мертвое тело кнутами, после чего взяли маску, приготовленную для праздничного маскарада, и бросили на вспоротый живот Лжедмитрия, а в рот ему всунули дудку. Но и на этом не успокоились. Спустя некоторое время после захоронения Лжедмитрия, тело его вырыли из ямы, сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили.
Или вот летом 1708 года походный
атаман донских казаков Кондратий Булавин, возглавил возмущение казаков против
полковника князя Юрия Долгорукова, который по Царскому указу, в восьми казацких
станицах схватил и выслал на прежние жилища до 3 тысяч беглых людей из России.
Ночью он напал на князя Долгорукова, убил его и всех бывших при нем офицеров и
солдат, числом около тысячи человек, а потом учинил расправу над лояльными царю
казаками. Захватив город Черкасск, мятежники отрубили головы атаману Лукьяну
Максимову с четырьмя старшинами, удушили пятого старшину Ефрема Петрова, после
чего провозгласили Булавина войсковым атаманом.
Однако верные царю казаки вскоре отбили Черкасск обратно. 7 июля 1708 года они
окружили дом, где укрылся Булавин со своими ближайшими соратниками и решили его
поджечь. Булавин увидев, что дом обкладывают камышом, решил не ждать гибели в
огне, и застрелился из пистолета. Позже в Азове был предан казни его труп,
которому отрубили голову, а после чего еще и подвесили.
Со временем казни мертвых перестали быть привилегией сильных мира сего. Им стали подвергать и особо злостных преступников. В начале XIX века главным злодеем в Англии считался некий Джон Уильямс. Вся страна обсуждала его жестокость и силу после того, как в декабре 1811 года он плотницкой киянкой забил до смерти две семьи в районе Рэтклиф Хайвей, в Ист–Энде. По этой киянке его вскоре и вычислили. Жители Лондона буквально считали дни до его публичной казни, чтобы полюбоваться на нее. Однако злодей Уильямс обманул народные чаяния и накануне своей казни повесился в тюремной камере. Чтобы избежать народных волнений власти решили не отменять экзекуцию. При большом стечении людей на площади перед тюрьмой New Gate мертвого Уильямса сначала повесили, затем опустили на эшафот, вынули из петли и вколотили ему в сердце осиновый кол. А для полной гарантии, что этот злодей уже никогда не воскреснет, его тело сожгли.
Ныне церковнослужители уже не казнят, а оберегают мертвых. В нескольких километрах к югу от польского города Гданьска в склоне горы вырублен склеп, где покоится славный рыцарь Казимир Пицалуский, участвовавший в первом Крестовом походе в 1096-1099 гг. Однако у себя на родине он больше прославился тем, что огнем и мечом насаждал веру Христову среди языческих племен. Пан Казимир жесточайшим образом пытал пленных, пока они начинали веровать в Иисуса. В одном из сражений с язычниками он и пал на поле брани. Враги утащили его тело к себе в лагерь, а там предали посмертной казни - разрубили на куски и сожгли. Позже соратники собрали его уцелевшие останки и замуровали в горном склепе, чтобы никто не смог до них добраться. Однако археологи уже давно рвутся пробраться в последнее пристанище рыцаря и даже объявили награду в 25 тысяч долларов тому, кто поможет им в этом.
Узнав об их намерениях, Римский Папа Урбан II приехал в Польшу и объявил, что того, кто посмеет нарушить покой Казимира Пицалуского, ждут страшнейшее наказание на земле и адские муки в загробной жизни.
И пока что угроза Урбана II уберегает склеп рыцаря от непрошенных гостей.
Казнить мертвецов - дело бессмысленное для самих мертвецов. Но для живущих этот процесс в стародавние времена имел важное политическое и нравственное значение. Казнь после смерти лишний раз подчёркивала, что от карающего меча правосудия и народного гнева нельзя спастись даже на том свете. Поэтому, казалось бы, лишённое всякого смысла мероприятие время от времени практиковалось в Европе. Оно приносило людям моральное удовлетворение и лишний раз давало понять, что тяжкое преступление будет обязательно наказуемо, невзирая на неотвратимый ход времени.
В мае 896 года на папский престол взошёл папа Стефан VI. Руководил он католической церковью чуть более года, а в историю вошёл как организатор Трупного синода. В январе 897 года по его повелению был проведён церковный трибунал над трупом предшественника. Являлся им папа римский Формоз.
Тело усопшего эксгумировали, одели в официальные церковные одежды и доставили в собор Святого Иоанна Крестителя. Здесь труп усадили на трон, а за ним спрятался дьякон. Обвиняемому стали задавать вопросы, на которые тот, естественно, ответить не мог, так как уже 9 месяцев беседовал только с ангелами. Но укрывшийся от взоров коллег церковный служащий добросовестно давал ответы замогильным голосом.
Трупный синод вменил подсудимому нарушение запретов Никейского собора и совершение недопустимых религиозных таинств. Были и другие серьёзные обвинения, повлекшие суровое наказание. С мертвеца сняли одежды, отрубили пальцы на правой руке, которыми папа благословлял свою паству. Затем тело привязали к хвосту лошади и волоком доставили на площадь. Здесь его на глазах у огромной толпы изрубили на куски, и бросили их в Тибр.
Но Стефан VI не завоевал популярность у народных масс. Жуткая казнь беспомощного хладного тела отвратила от него людей. Уже в августе того же года папу арестовали, заключили в тюремную камеру и задушили.
Казнь после смерти испытал на себе богослов и философ Джон Уиклиф. Этот почтенный муж, проживший на земле 64 года, создал своё учение, отличное от того, которое проповедовала официальная церковь. Оно нашло отклик в сердце проповедника Яна Гуса. Беднягу этого сожгли на костре в 1415 году.
Казалось бы, можно поставить точку в столь неприятном деле. К тому же сам Джон Уиклиф умер ещё в 1384 году. Но праведно настроенные католики не удовлетворились лишь телом несчастного чеха. В 1428 году останки английского богослова, пролежавшие в земле 44 года, были извлечены из могилы и сожжены.
Не избежал казни после смерти и видный политический деятель Англии Оливер Кромвель. Этот человек сосредоточил в своих руках абсолютную власть и умер в зените могущества 3 сентября 1658 года. Подданные устроили Кромвелю роскошные похороны. Тело усопшего поместили в королевской усыпальнице, находящейся в Вестминстерском аббатстве.
Но очень скоро в стране была восстановлена королевская власть. Бывший грозный правитель из национального героя превратился во врага. Его тело забрали из склепа 30 января 1661 года, доставили в центр Лондона и повесили на площади при огромно скоплении народа. Затем труп сняли с виселицы, отрубили голову, и выставили её возле королевского дворца на всеобщее обозрение. Тело порубили на мелкие куски и бросили их в городские нечистоты. В начале XX века Кромвелю установили бронзовый памятник. Иногда очень трудно понять логику людей. Объяснение может быть только одно - у каждого времени свои герои.
В 1589 году свою лепту в казнь после смерти внесла Франция. Поводом для этого стало убийство короля Генриха III. Совершил это злодеяние совсем молодой монах Жак Клеман. Он прибыл в имение Сен Клу, где в это время находилась венценосная особа, и попросил аудиенцию, ссылаясь на то, что привёз с собой важные бумаги.
Монах был допущен к Генриху III. Но пока тот читал бумаги, Жак Клеман выхватил кинжал и вонзил его в живот короля. Стража тут же заколола убийцу, а его жертва испустила дух по прошествию нескольких часов. Перед смертью 37-летний король простил Жака Клемана, но французская судебная система посчитала милосердие излишним.
Уже на следующий день над трупом 22-летнего монаха свершился суд. Тело убийцы за ноги и за руки привязали к 4 лошадям. Их ожгли плетями, и животные рванулись в разные стороны. Разорванное тело сожгли, а пепел развеяли над речной гладью. Таким образом, даже мёртвый убийца не избежал возмездия.
На русской земле над трупами судебные процессы не устраивали. Подобный торжественный официоз был не в духе славян. Но отдельные личности своим поведением иногда так «доставали» людей, что над ними совершали самосуд. Примером тому может служить Гришка Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I.
Московское царство в начале XVII века «переживало» все прелести Смутного времени, и доведённые до отчаяния люди убили самозванца, а труп предали посмертному поруганию. Его волоком вытащили из кремлёвских покоев на Красную площадь, полностью раздели и бросили на торговый прилавок, принесённый с рынка.
Труп вначале стегали плетьми, затем распороли ему живот, а рану закрыли карнавальной маской. В рот сунули дудку, тело измазали дёгтем и посыпали песком. Три дня убитый валялся на площади в таком виде. Затем его закопали на кладбище за Серпуховскими воротами. Хоронили на нём нищих и бродяг, которые замерзали по пьяному делу на улице. Прошло 2 недели, и люди вырыли истерзанное тело, сожгли его, а пеплом зарядили царь-пушку. Развернули её в сторону Польши, и огромное орудие выстрелило единственный раз за всю свою историю.
Не избежали насилия над трупами и прогрессивные времена. Так в начале XIX века в Англии свершилось возмездие над уже мёртвым преступником по имени Джек Уильямс. Это была полностью деградировавшая личность. Преступник зверски убил 2 семьи на окраине Лондона. Его поймали, судили и приговорили к публичной казни через повешение. Справедливое возмездие должно было свершиться на площади перед тюрьмой в середине апреля 1812 года. Но злодей обманул всех. В ночь перед казнью он удушил себя в камере.
Утром люди собрались на площади перед виселицей, а власти оказались в затруднительном положении. По их вине преступник ушёл из жизни раньше, и это могло вызвать резкое недовольство у жителей столицы. Поэтому решили осуществить казнь после смерти. Тело Уильямса вначале повесили, затем в сердце воткнули осиновый кол, а в завершении вынули из петли и сожгли. Лондонцы разошлись по домам удовлетворённые.
В наши дни «старая добрая традиция» сошла на нет. Трупы кровожадных злодеев не подвергают экзекуции. У кого-то это может быть вызывает чувство недовольства, но основная масса граждан относится к погребению останков без осквернения вполне спокойно. Видимо сказывается суматошное время стремительного XXI века. Людей больше интересуют собственные проблемы, чем бездыханные тела садистов и убийц, сумевших избежать сурового наказания на бренной земле.
Впрочем, на небесах тоже есть суд. Думается, что именно там все и получают по заслугам за те дела, которые совершают в мире живых. А казнь после смерти - это фикция, не имеющая ничего общего с подлинным и неотвратимым возмездием.
Что известно о великом Оливере Кромвеле , кроме того, что на волне английской буржуазной революции XVII века и на осколках монархии он получил высокое звание лорда-протектора? Это был враг официальной церкви и монаршьего произвола, человек, который похоронил английский абсолютизм на долгие годы, сам возглавил страну, принёс ей многочисленные славные победы, но уже после смерти был многократно казнён за измену Англии.
Говоря о личности Оливера Кромвеля, навеки обеспечившего себе место на страницах всемирной истории, стоит начать даже не с детства будущего военачальника и тирана, а с его родословной. Сам род Кромвеля поднялся по социальной лестнице за счёт получения земли, конфискованной у католической церкви во время расцвета английского абсолютизма Генриха VIII . Предок Оливера — Томас Кромвель — состоял канцлером у короля, помогал конфисковывать церковные земли в годы реформации и имел непосредственное отношение к казни великого гуманиста того времени Томаса Мора . Все эти обстоятельства не помешали потомкам Томаса Кромвеля проповедовать строгие нравы пуританской церкви, а одному из них принять непосредственное участие в свержении монархии.
Кромвель распускает Долгий парламент. Эндрю Гоу, 1907 г. Фото: Public Domain
Мать Оливера в девичестве носила фамилию Стюарт . Однако, как ни бились исследователи, а установить связь между ней и английской королевской фамилией так и не удалось. В качестве приданого Элизабет Стюарт преподнесла своему будущему мужу пивоварню.
Дядя и крёстный отец будущего революционера — сэр Оливер Кромвель (мальчик получил имя как раз в его честь) принимал у себя в доме короля Якова VI Шотландского — будущего английского короля Якова I — как раз во время его переезда из Шотландии в Лондон.
Согласно существующей легенде, во время этого визита маленький Оливер познакомился с будущим королём Карлом I. Мальчики играли вместе, пока их старшие родственники вели светскую беседу и обсуждали скакунов, подаренных Оливером Кромвелем-старшим королю Якову. В какой-то момент дети подрались, и Оливер якобы даже разбил Карлу нос до крови. Конечно, это очень похоже на предзнаменование — спустя много лет Оливер Кромвель станет главным инициатором казни уже короля Карла I.
Оливер родился в 1599 году. Он рос в большой семье — помимо него, у родителей было ещё 8 детей, но оба брата умерли ещё в младенчестве, и мальчик рос в окружении шести сестёр. Ребёнок был обласкан, много времени проводил в играх с девочками. За милый, практически ангельский вид они называли его нежно — Нолли. К тому же он был единственной надеждой своих родителей.
Семья Оливера Кромвеля славилась исключительной религиозностью, главными книгами детства для мальчика были издания по богословию. Учителем Оливера был Томас Бирд — приходской пастор, проповедовавший мысль о том, что короли и правители являются «наиболее скорыми на грех». Ещё одним учителем стал профессор богословия доктор Сэмюэль Уорд . Это, конечно, отложило свой отпечаток на формировании его будущей личности. В годы войны с Шотландией в доме уже взрослого Оливера Кромвеля расположились на постой английские офицеры. Они шли воевать против шотландцев, восставших из-за навязывания им богослужения по англиканскому образцу. В глазах английских пуритан шотландцы выглядели восставшими за свою веру, что, безусловно, вызывало уважение. Истинный пуританин Оливер Кромвель едва ли не молился в присутствии английских офицеров за победу Шотландии, чем вызвал их недоумение и восхищение своих соседей. К слову сказать, первая речь в палате общин, куда Кромвель был избран в возрасте 29 лет, была посвящена защите пуритан.
Оливер Кромвель и его секретарь Джон Мильтон, принимают швейцарских протестантов. Чарльз Вест Коуп, 1872 г. Фото: Public Domain
Первую любовь к революционной деятельности Кромвель почувствовал лишь в возрасте 41 года, когда за собственные деньги набрал отряд волонтёров — подобие народной милиции, будущей революционной армии. В свои отряды он принимал исключительно религиозных и набожных людей. На бой они пойдут под пение псалмов с убеждением в богоугодности совершаемых ими деяний. С этих пор мысли о «спасении государства» становятся болезненной страстью этого уже немолодого полководца. Спасении, неважно какими средствами. Когда-то переживавший за шотландцев Кромвель позже проводил кампании в Шотландии и Ирландии, практически затапливая землю кровью местных народов. В Ирландии новоиспечённый и жутко набожный военачальник истребил ни много ни мало треть населения, многих продал в рабство. Именно благодаря такой «внешней политике» Кромвеля в Америке образовалась достаточно крупная ирландская колония.
За непродолжительное время своей военной карьеры Оливер Кромвель, ещё недавно типичный английский помещик, превратился в кровавого тирана. И вот уже низвергнут и казнён монарх, а на его месте восседает помещик из Хантингтона. Празднования в день вступления Кромвеля в должность лорда-протектора по своим масштабам и пышности были далеки от пуританских. Первая его речь в качестве лорда-протектора перед парламентом больше напоминала проповедь, главный смысл которой сводился к необходимости подчиняться установленной Богом власти. Парламент же в ответ начал обсуждение конституционных прав лорда-протектора, вернее — их ограничений, что, само собой, вызвало гнев правителя. Всё возвращалось на круги своя: революция, победившая абсолютную монархию, породила нового короля, хоть и по-другому называвшегося.
Умер Оливер Кромвель 3 сентября 1658 года. Именно 3 сентября считалось самой важной в его жизни датой — в этот день он одержал знаменитые победы над шотландцами в Денбаре и над войсками Карла при Вустере. В этот же день начал работу первый парламент протектората, 3 сентября стало национальным праздником английской республики, Днём благодарения.
Кромвель в Денбаре. Эндрю Гоу, 1886 г. Фото: Public Domain
Кромвель умер в результате продолжительной болезни, но поставленная им на колени Англия не простила тирану не только его деяний, но и естественной смерти. Восстановив монархию в лице сына казнённого Карла I, англичане выкопали из могилы тело лорда-протектора, повесили и четвертовали его, а потом выставили отрезанную голову на всеобщее обозрение. Так она простояла целых 25 лет, пока не пропала. Голову некогда всемогущего тирана нашли лишь в 1910 году в семье англиканского священника, где она хранилась в качестве семейной реликвии больше 3 столетий. В 1960 году её захоронили на территории одного из колледжей Кембриджа — административного центра, с которого началась политическая карьера Оливера Кромвеля.
Оливер Кромвель – английский полководец и государственный деятель XVI-XVII веков. Он стал руководителем Английской революции, возглавлял движение индепендентов, отделившихся от пуритан, а в поздние годы своей политической карьеры занимал должность лорд-генерала и лорд-протектора Англии, Ирландии и Шотландии.
Биография Оливера Кромвеля началась 25 апреля 1599 года в городе Хантингдоне. Его родителями стали небогатые английские дворяне – Элизабет Стюард и Роберт Кромвель. Последний был младшим сыном в семье, идущей от Томаса Кромвеля (ближайшего соратника короля Генриха VIII и его главного помощника при реализации реформ). Во времена правления этого короля предки Оливера Кромвеля нажили состояние благодаря конфискации церковных и монастырских земель.
Начальное образование Оливер получил в приходской школе родного города. В период с 1616 по 1617 года он обучался в колледже Сидней Сассекс, относящемся к Кембриджскому университету. Этот колледж был известен пуританским духом. Кромвель-младший начал обучение на юридическом факультете, однако вскоре решил бросить учебу и женился на дочери соседского помещика.
На такой шаг Оливера натолкнула смерть отца: ему пришлось отказаться от получения образования, чтобы помогать матери и сестрам. В этот период свое жизни он вел хозяйство, как и должно сквайру: варил пиво, готовил сыр, продавал хлеб и шерсть.
Политика
В 1628 году Кромвель попытался начать политическую курьеру. Ему даже удалось избраться в парламент от родного района Хантингдон. Первое выступление Оливера в высшем органе законодательной власти Англии состоялось в феврале 1629 года. Оно было посвящено защите пуританских проповедников. Но уже в марте того же года король Карл I распустил парламент, и карьера Кромвеля завершилась, не успев толком начаться.
На протяжении одиннадцати последующих лет Кромвель снова вел жизнь обычного помещика. В период с 1636 по 1638 годы он поучаствовал в движении за защиту общинных прав крестьян. Через несколько лет Оливер Кромвель вновь появился на политической арене своей страны: в апреле и в ноябре 1640 года он был избран в Короткий и Долгий парламенты соответственно. Кромвель стал депутатом от Кембриджа. В своих выступлениях он, преимущественно, защищал интересы нового дворянства и буржуазии.
Английская революция
В августе 1642 года началась Английская революция (Английская гражданская война). Главными противоборствующими силами в ходе этой революции стали король Карл I и парламент. Оливер Кромвель сражался на стороне парламентской армии, в которую он заступил в чине капитана.
Он решил набирать солдат не по принуждению – вместо этого он хотел найти добровольцев-кавалеристов, для которых божественное правосудие и борьба с королем будут сродни убеждениям. Таких «идейных» подданных Оливер Кромвель нашел в лице крестьян-йоменов, проживавших в Восточной Англии.
Они были ярыми пуританами и выступали решительно против феодальных порядков. Полк Кромвеля, составленных из этих крестьян, был прозван «железнобоким» за свою исключительную дисциплину и стойкость.
Со своей армией полководец прошел немало боев, постепенно получая все более высокие звания. В 1644 году ему был пожалован титул лейтенант-генерала. Особенное значение его искусство военачальника имело в битве при Марстон-Муре, произошедшей 2 июля 1644 года, и в битве у Нейзби, имевшей место быть 14 июня 1645 года. Эти сражения стали решающими в истории Английской революции, и без полководческого гения Оливера Кромвеля они могли пройти иначе.
История Англии после победы парламента в Первой гражданской войне пошла по пути перехода к конституционной монархии от абсолютной. Диктатура короля, единолично определяющего, как будет развиваться политика страны, ушла в прошлое. При этом именно организаторские способности и неиссякаемая энергия Оливера Кромвеля, уверенного, что он сражается за правое дело, во многом обусловила успех парламента при противостоянии королю.
Вскоре после завершения Английской революции Кромвель потребовал преобразования государственной армии. В 1645 году он поспособствовал созданию армии нового образца, основанной на отрядах «железнобоких». Кромвель использовал опыт, полученный за несколько лет войны, для создания эффективной армии.
Гражданская война
Непосредственно во время Английской гражданской войны Оливер Кромвель представлял силы революционной демократии. Но после того, как парламент одолел войска короля, полководец решил перейти к более умеренной политической позиции и отказаться от радикальных демократических взглядов. Из-за этого у него возникла конфронтация с левеллерами, которые не были довольны результатом Английской революции и требовали продолжения сражений.
В 1647 году Оливер Кромвель и вовсе оказался зажат между тремя серьезными политическими силами: королем, армией и представителями пресвитерианства в парламенте, обладавшими большинством голосов. В такой ситуации из смелого и вдохновляющего военачальника Кромвель превратился в ловкого и изворотливого политика, опиравшегося на армию и жестоко каравшего бунтующих солдат в тайном союзе с королем.
В том же 1647 году армия взяла короля в плен. Оливер Кромвель попытался урегулировать ситуацию, проведя с королем переговоры об условиях, при которых может быть сохранена монархия. Левеллеры, по-прежнему требовавшие радикальных перемен, увидели в этом предательство. Как ни пытался политик объединить враждующие стороны, предотвратить Вторую гражданскую войну, начавшуюся в 1648 году, ему не удалось.
В ходе этой революции Оливер Кромвель выступал против роялистов и, чтобы укрепить свое войско, согласился на союз с левеллерами. В течение сентября и октября 1648 года он сражался с роялистами в Шотландии и на севере Англии. В начале октября его отряды вступили в Эдинбург, где был подписан победный мирный договор. В последующие месяцы полководец, придя в Лондон вместе со своей армией, добился очистки палаты общин от ярых сторонников роялистов.
В 1649 году Кромвель согласился на казнь короля, уничтожение монархии и провозглашение Англии республикой. У власти оказались «шелковые» индепенденты, которых и возглавлял Оливер Кромвель. Он показал себя жестким правителем: безжалостно подавлял любые попытки восстаний, инициировал кровопролитную военную экспедицию, в ходе которой о жестокости его солдат не понаслышке узнала Ирландия, продолжал беспощадно громить отряды роялистов.
Последние годы жизни
По мере того, как жизнь Оливера Кромвеля катилась к закату, его правление приобретало все более консервативные черты. Некогда защитник народа, он начал враждебно относиться к стремлению подданных установить демократию, к предъявляемым ими социальным требованиям. В 1650 году он стал лорд-генералом республики, то есть главнокомандующим всеми ее вооруженными силами, что намеревался использовать для установления личной диктатуры.
В 1653 году полководец принял новую Конституцию, которая получила название «Орудие управления». Этот документ дал ему статус «лорд протектор» в Англии, Ирландии и Шотландии. Ведение внутренней политики государства давалось ему с трудом: в стране назревал экономический кризис, острые социальные проблемы оставались нерешенными. При этом Кромвель был успешен во внешней политике, захватив Ямайку, подписав торговый договор со Швецией и заключив мир с Голландией на выгодных для Англии условиях.
Хотя при жизни Оливера Кромвеля республика не была упразднена, а его власть не подвергалась сомнениям, неумелая внутренняя политика полководца лишь приближала реставрацию монархии. После его смерти в 1658 году преемником лорд-протектора стал его сын Ричард, в скором времени лишившийся власти.
Личная жизнь
Единственной супругой Кромвеля была Элизабет Буршье, на которой он женился, бросив учебу в университете.
В этом браке родились восемь детей: сыновья Роберт, Оливер, Генри и Ричард, а также дочери Фрэнсис, Мария, Элизабет и Бриджит.
Смерть
Оливер Кромвель скончался 3 сентября 1658 года, причиной смерти стал брюшной тиф и малярия. Похороны государственного руководителя прошли пышно и помпезно, однако вскоре после этого в стране начались беспорядки, хаос и произвол, с которыми не смог справиться преемник Кромвеля – его старший сын Ричард.
В 1659 году депутаты, призвав на трон Карла II (сына Карла I, согласие на казнь которого когда-то дал Оливер Кромвель), эксгумировали тело полководца по обвинению в цареубийстве, дабы выполнить посмертную казнь. Тело несколько часов провисело на виселице, после чего его голова была помещена на шест рядом с Вестминстерским дворцом.
- Существует легенда, что в детстве маленький Оливер Кромвель познакомился с ровесником Карлом I, которому было суждено стать королем Англии. Во время игры мальчики подрались, и Кромвель даже разбил своему приятелю нос.
- В 1970 году был снят исторический фильм «Кромвель», исполнитель главной роли в котором – Ричард Харрис – получил похвалу от кинокритиков за прекрасное воплощение персонажа.
- В раннем детстве у Оливера были два брата, однако они умерли в младенчестве. В результате мальчик рос в окружении шести сестер, с которыми у него были теплые отношения.
- До 41-летнего возраста Кромвель не ощущал особой страсти к революционной деятельности. Лишь тогда, когда он за собственные деньги набрал отряд «железнобоких», в нем проснулась настоящая любовь к политике и стремление вершить историю своей страны.
- 3 сентября оказалось роковой датой в судьбе Оливера Кромвеля. Именно в этот день он победил шотландские войска в Денбаре, армию Карла I при Вустере, именно 3 сентября начал работать его первый парламент, и впоследствии в этот день стал праздноваться как День благодарения. Скончался Оливер Кромвель тоже 3 сентября.
Расправы после смерти обычно удостаивались люди, которые при жизни были весьма могущественными. Так, римский папа Стефан VI, взошедший на папский престол в 896 году, «отличился» тем, что организовал суд над предыдущим понтификом Формозой.
Судебное заседание, подобного которому не сыскать в анналах «вечного города», развернулось в Латеранской базилике. Труп Формозы вырыли из могилы, обрядили в папские одежды и посадили на трон. Папа Стефан VI подверг его посмертному допросу, в ходе которого за покойника отвечал, подражая его голосу, спрятавшийся за троном дьякон.
Трупный синод / Жан-Поль Лоран, 1870
После окончании судебного разбирательства по обвинению в нарушении церковного права, избрание Формозы Папой было объявлено недействительным, его указы отменены, а пальцы, которыми он совершал крестное знамение, были отрублены. С тела Формозы сняли папские одежды, проволокли по улицам Рима и закопали в братской могиле для чужеземцев.
Вскоре его тело было выкопано, вероятно, кладбищенскими ворами, ожидавшими богатой поживы, а после того, как выяснилось, что взять с мертвого Папы нечего, они сбросили его в Тибр с грузом, привязанным к ногам. Это кощунство не оставило равнодушными жителей Рима. Папа Стефан VI был низложен, заточён в темницу и там, по сложившейся традиции, удавлен.
Сжигание костей Джона Уиклифа, гравюра из книги Foxe’s Book of Martyrs (1563)
Оксфордский ученый и философ Джон Уиклиф при жизни, видимо, так прогневил священнослужителей своими требованиями провести реформацию Римской католической церкви, что ему их припомнили аж 40 лет спустя после смерти. 4 мая 1415 года Констанцский собор постановил:
Святой собор заявляет, определяет и выносит приговор Джону Уиклифу как отъявленному еретику, который умер утвержденным в своей ереси. Собор проклинает его и осуждает воспоминания о нем. Собор также постановляет и предписывает, чтобы его тело и кости, если они могут быть распознаны среди тел других верных людей, были извлечены из земли и выброшены подальше от церковных кладбищ согласно установленным канонам и законам.
Трудно даже представить, как выглядели останки Уиклифа, пролежавшие четыре десятка лет в земле, когда их предавали экзекуции, но на средневековой гравюре изображены лишь кости.
Отношение к самоубийцам в Средние века было крайне отрицательным. Общество и церковь однозначно высказывало свое отношение к осмелившимся лишить себя жизни. Мало того, что их запрещали хоронить на общем кладбище, так еще и порой после смерти подвергали наказанию.
Так случилось, например, с жителем Эдинбурга Томасом Добби, который утопился в карьере недалеко от аббатства Холируд 20 февраля 1598 года. Когда его тело извлекли из воды, то хоронить сразу не стали, а поволокли в суд. Там мертвеца подвергли пыткам.
И, видимо, тот сознался, что не просто так утонул, а утопился по наущению дьявола. В средневековых застенках, похоже, даже мертвые сознавались. В результате, судьи приговорили Томаса Добби к повешению. На следующий день его тело протащили по городу и вздернули на виселице.
Казни мертвецов были распространены во многих странах Европы. Классический пример — публичная казнь в Англии мертвого Оливера Кромвеля. Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и публично обезглавили. Потом голову выставили на крыше Вестминстер-Холла, а тело повесили.
Любопытно, что когда Кромвель был в зените славы и триумфально въезжал в Лондон, он, следуя заветам римлян, «помнил о смерти». Офицер свиты восхитился тем, что протектора встречает так много людей. «Если бы меня везли на эшафот, — ответил Кромвель, — зевак было бы не меньше».
Так оно и случилось. Расправа над мертвым Кромвелем собрала огромную толпу. Вместе с ним посмертной казни предали и трех его усопших соратников: Генри Айртона, Томаса Прайда и Джона Брэдшоу. Их тоже вытащили из могил, судили, казнили, после чего вывесили останки на цепях в Тайберне.
Традиция расправ над мертвыми просуществовала в Англии довольно долго. Так, в начале XIX века главным злодеем в Англии считался некий Джон Уильямс. Вся страна обсуждала его жестокость и силу после того, как в декабре 1811 года он плотницкой киянкой забил до смерти две семьи в районе Рэтклиф Хайвей в Ист-Энде.
По этой киянке его вскоре и вычислили. Жители Лондона буквально считали дни до его публичной казни, чтобы полюбоваться на нее. Однако злодей Уильямс обманул народные чаяния и накануне своей казни повесился в тюремной камере.
Чтобы избежать народных волнений, власти решили не отменять экзекуцию. При большом стечении людей на площади перед тюрьмой New Gate мертвого Уильямса сначала повесили, затем опустили на эшафот, вынули из петли и вколотили ему в сердце осиновый кол. А для полной гарантии, что этот злодей уже никогда не воскреснет, его тело сожгли.
Холм Тайберн — традиционное место публичных казней в Лондоне
Нередко в Англии людей приговаривали к комбинированной казни. Сначала их вешали, а потом еще и издевались над их мертвыми телами. Например, в середине XV века священник Роджер Болинброк за участие в заговоре герцогини Глостерской был сначала повешен, потом обезглавлен, а затем еще и четвертован. Обезглавливать трупы повешенных в Англии продолжали и в XIX веке.
Например, в 1817 году таким образом казнили троицу мятежников, известную как Pentrich Martyers, — Иеремия Брандрет, Уильям Тёрнер и Исаак Ладлам. Их сначала повесили, а затем палач по очереди отсекал трупам головы и воздевал вверх со словами: «Узрите голову предателя!». Это был последний случай использования для казни топора в Британии.
В отличие от Англии, во Франции мертвых правителей не казнили, зато там жестоко расправились с усопшим убийцей короля. 1 августа 1589 года 22 летний монах доминиканец Жак Клеман вонзил отравленный кинжал в живот королю Франции Генриху III в предместье Парижа Сен Клу.
Клемана убедили, что убийство короля останется для него безнаказанным, поскольку сразу после покушения он по воле Божьей станет невидимым, а значит, избежит наказания. Понятно, что невидимым после этого преступления Клеман не стал, зато стал мертвым. Слуги короля тут же его закололи.
На следующий день, 2 августа 1589 года, состоялся судебный процесс над трупом монаха. Ему был оглашен приговор: «Труп вышеупомянутого Клемана четырьмя лошадьми разорвать на четыре части, после чего сжечь их, а пепел высыпать в реку, дабы окончательно уничтожить всякую память о нем». В тот же день приговор привели в исполнение.
В России официально мертвецов не казнили, но порой подвергали самосуду. Например, в начале XVII века мертвое тело самозванца Гришки Отрепьева, который остался в истории как царь Лжедмитрий I, решено было подвергнуть так называемой «торговой казни». В течение первого дня после убийства он лежал в грязи посреди рынка. На второй день с торговых рядов был принесён стол или прилавок, на него положили тело Дмитрия. На вспоротый живот бросили маску, одну из тех, которые сам царь готовил для придворного карнавала, а в рот воткнули дудку.
Три дня длились надругательства москвичей над телом - его посыпали песком, мазали дёгтем и «всякой мерзостью». Но и на этом не успокоились. Спустя некоторое время после захоронения Лжедмитрия, тело его вырыли из ямы, сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили.
Другой известной расправой над трупом стала посмертная казнь походного атамана донских казаков Кондратия Булавина. Он поднял восстание после того, как князь Юрий Долгорукий по царскому указу в восьми казацких станицах схватил и выслал на прежнее место жительства до 3 тысяч беглых крепостных. Это вызвало возмущение среди казаков, которое возглавил Степан Булавин. Ночью он напал на князя Долгорукого, убил его и всех бывших при нем офицеров и солдат числом около тысячи человек.
Гибель Кондратия Булавина / Курочкин Г.Е.
7 июля 1708 года верные царю казаки окружили дом, где укрылся Булавин со своими ближайшими соратниками, и решили его поджечь. Булавин, увидев, что дом обкладывают камышом, решил не ждать гибели в огне и застрелился из пистолета. Тело Булавина, для удостоверения жителей в его смерти, было отвезено в Азов и там, по отсечении головы, повешено за ногу. Священники отказались хоронить тело бунтовщика на местном кладбище.
В нескольких километрах к югу от польского города Гданьска в склоне горы вырублен склеп, где покоится рыцарь Казимир Пицалуский, участвовавший в первом Крестовом походе (1096-1099 года). У себя на родине рыцарь «прославился» тем, что огнем и мечом насаждал веру Христову среди языческих племен и жесточайшим образом пытал тех, кто никак не желал веровать в Иисуса.
В одном из сражений с язычниками он пал на поле брани. Враги выкрали с поля битвы тело жестокого крестоносца, утащили его к себе в лагерь и там разрубили на куски и сожгли. Позже соратники собрали его останки и замуровали в горном склепе.
Папа Урбан II (1042-1099) специально приезжал из Рима, чтобы лично проклясть крестоносца и место его последнего пристанища, и обещал страшное наказание на земле и адские муки в загробной жизни тому, кто откроет могилу и посмеет нарушить покой Казимира Пицалуского.
Археологи уже давно пытаются пробраться в жуткую могилу и предлагают 25 тысяч долларов тому, кто отважится открыть тяжелую железную дверь и войти внутрь. Пока папская угроза оберегает склеп рыцаря от непрошеных гостей.
Использованы материалы статьи Олега Александрова