Древний Киев - столица Древней Руси. Древний Киев: история и архитектура. Кто создал киевскую русь Жил ли Кий на самом деле
Князь или «лодочник»
— Считается, что Кий реально существовал, а вот его родственников Щека, Хорива и Лыбидь уже додумали, чтобы приукрасить легенду, — говорит Наталья Попова, киевовед. — Кроме того были споры о том, был ли Кий князем или перевозчиком через Днепр. Историки пришли к выводу, что все-таки это был князь, ведь в хрониках упоминается о его поездках в Византию.
До сих пор сохранилось и то место, откуда, по преданию, пошел современный Киев. Это гора Кияница, находится она на Подоле, сейчас там расположен фундамент Десятинной церкви и Исторический музей: «В летописи сказано, что Кий пришел и сел княжить на горе, а она получила название Киевица, остальные братья княжили соответственно на горах Щековица и Хоревица», — продолжила Наталья Яновна.
Индус или божество
Гипотез, кем был Кий до своего княжества, — множество. Его имя отождествляют с охотником, «новгородским разбойником» и даже с «греческим царем». Еще больше дискуссий вызывает национальность Кия, а точнее, принадлежность его к определенному народу. Существуют десятки четко отработанных «версий», согласно которым основатель города был антом, готом, гунном, сарматом, аварцем, хазарином, поляком, персом, индусом, евреем…
Есть мнения, что легендарные основатели Киева и людьми-то не были. Мол, Кий, Щек и Хорив являлись праславянскими божествами грома, огня и солнца. Например, имя Хорив созвучно имени языческого бога солнца Хорса.
Евреи-старожилы
Одним из старейших известных нам документов, в котором упоминается Киев — является письмо, которое было обнаружено в древней синагоге в Египте, написанное на куске пергамента на древнееврейском языке. Отсюда идет версия, что столицу если и не основали, то основательно заселяли с давних времен евреи.
— В письме, написанном во второй половине ІХ века, говорится, что киевская еврейская община просит единоверцев помочь Иоакову, который был поручителем своего брата, — пояснила Наталья Яновна. — Один брат взял деньги в долг, а поручителем выступил другой. Заемщик умер и его брату пришлось искать деньги, чтоб вернуть долг. Он пособирал средства с киевской общины, соседних общин, а когда закончились добрые люди, то обратился к евреям за границей. И вот это письмо пошло через Хазарский каганат, попало в египетскую синагогу, где и сохранилось.
А Лыбидь кто?
Предполагают, что единственная женщина в квартете основателей Лыбидь была братьям вовсе не сестрой, а наложницей. Поскольку она любила всех троих, ее решили назвать сестрой. Если это действительно так, то в истории древнего Киева был пример первой шведской семьи.
Потомки Кия
Как мы выяснили, в Киеве сейчас живет пять семей с фамилией Кий. Одни — на пр. 40-летия Октября, как раз на территории, где якобы обитал Соловей-разбойник.
Празднуем 25 лет
В этом году мы официально отметили юбилей —1525-й день рождения Киева. Традиция появилась только в 1982 году. Как рассказал нам кандидат исторических наук Виктор Червинский, поступила «установка» из ЦК КПСС праздновать юбилей 1500-летия города. «Это партийные прихоти и своевольное установление даты. Никто не знает, когда именно был основан Киев, существует много версий. Партийцы хотели приблизить юбилеи дня города и крещения Руси. В 1988 году было тысячелетие», — говорит г-н Червинский.
Историки считают, что столица намного древнее. По одной версии, основанной на легендах, Киеву как минимум на 300 лет больше. По другой гипотезе, столице около 5 тысяч лет и она — ровесница египетских пирамид. «То, что наш город якобы основали в 482 году, — условная дата, просто этим временем датируется первое письменное упоминание о Киеве», — пояснила киевовед Наталья Попова.
Почему день города отмечаем именно в последние выходные мая? В 1983 году, когда впервые праздновали день города, вовсю цвели каштаны. Этот символ красовался на гербе города, вот и решили основать традицию, чтобы время совпадало с буйством свечек.
Кстати, раньше гуляли один день, а не так давно захватили еще и субботу — нарекли ее Днем cтолицы.
От легендарных основателей города в Киеве осталась горка Кияница, улица Хорива, гора Щекавица, на которой было кладбище, а сейчас там жарят шашлыки и «речка-вонючка» Лыбидь.
Ладью хотели установить на Московском мосту
Киевляне уже не представляют своего города без памятника-ладьи с князьями Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью, расположенному на берегу Днепра около моста Потона. К нему приезжают молодожены и буквально забрасывают ладью букетами цветов. Этой традицией брачующихся пользуются предприимчивые горожане, которые дежурят в кустах у памятника и вытягивают из медной лодки еще не увядшие розы, герберы и лилии, чтобы продать в переходах по-соседству.
Не там поставили
Как только жители Киева не называют ладью — и «ковчегом Ноя», и «корытом», и «лодкой с пиратами», и «Титаником». Впрочем, мало кто из них знает историю появления изваяния на берегу Славутича. Оказывается, изначально эту скульптурную композицию хотели установить на пилоне Московского моста. В начале 70-х годов известный украинский скульптор Василий Бородай («отец» Родины-матери) подарил по небольшому настольному варианту своего произведения — ладьи с основателями города — Леониду Брежневу и Владимиру Щербицкому. Скульптура так понравилась государственным мужам, что они дали указание проектировщикам моста наТроещину установить большую ладью на пилоне переправы. А ведь это высота 35-этажного дома — там постоянно дуют сильные ветры, поэтому надежно закрепить столь крупную скульптуру было бы невероятно сложно. К тому же снизу ее плохо видно. К счастью, все это понимал один из секретарей тогдашнего Киевского горкома партии Александр Ботвин. Он предложил провести эксперимент и водрузить на пилон фанерный муляж скульптуры. Смотрелось ужасно. Благодаря этому все смогли воочию убедиться, что от затеи с ладьей и князьями следует отказаться.
После этого нынешний символ Киева, официально именуемый памятником «Парящей Лыбеди», установили в парке возле моста Патона и открыли его в честь 1500-летия со дня основания города 22 мая 1982 года.
Река Лыбидь стала ручейком-вонючкой
У древних славян была пословица «Женщина будет править на Руси не раньше, чем ссохнется речка Лыбидь». Тогда в нее вкладывался смысл, мол, после княгини Ольги, женщина никогда не сядет на престол. Ведь речка была полноводная, по ней ходили большие торговые суда. Сейчас в это трудно поверить. От реки остались зловонные ручейки, которые протекают нынче в пяти районах города. По словам специалистов, чтобы река исчезла совсем, любди могут ее прикончить лет за 10… Возможно, к этому времени найдется женщина, которая «взойдет на киевский трон».
Сейчас главная функция Лыбиди, по словам специалистов, — служить в Киеве одной из основных систем водоотвода. Речку давно собирались очистить и привести в порядок, да так и не осуществили задуманное. Последний раз «реконструкция» речки проходила в конце 50-х - начале 60-х, но с тех пор ситуация в городе изменилась, и сейчасЛыбидь просто не справляется с той нагрузкой, которая на нее ложится, особенно после дождей. К ней со всех сторон подходит бесчисленное множество коллекторов, питающих ее водой. Во время половодья или обильных дождей «вонючка» переполняется и выходит из берегов. Участок от Московской площади до Южного моста в конце 80-х годов, когда строилась сквозная магистраль, спрятали под землю в коллектор.
В Лыбиди ловили лещей
Но не всегда речка была в таком плачевном состоянии. Многие киевляне, которым уже за 50, помнят в районе Караваевых дач широкую и более-менее чистую Лыбидь. В ней купались и даже ловили рыбу. До сих пор люди вспоминают о неплохих уловах карасей, лещей и судаков.
У речки два истока. Один находится в парке «Отрадный», второй на Кардачах, за радиорынком. В парке есть участок, в нем и сейчас купаются киевляне, правда самые отважные. Поплавать в зацветшей воде, среди пустых пластиковых бутылок и прочего мусора, желающих немного. Большинство отдыхающих парка справляют в речку малую нужду. Отдельные личности моют машины. На берегу располагаются дешевые пивные кафешки. Течет речка и возле центрального железнодорожного вокзала. Древний водоем встречает гостей столицы. Многие из них неприятно удивлены плачевным видом ручейка. Для некоторых киевлян Лыбидь — зона отдыха, на берегу часто пристраиваются на солнышке бомжи. Рядом промышленные трубы. В холодное время года тут погреться можно, и даже постирушку устроить.
Название реки используют в столице только для заманивания туристов. Многие приезжие были в ресторане «Лыбидь», кафе, магазине. Остатки реки мало кто из них видел. Эту «достопримечательность» экскурсоводы стараются не показывать.
Второй памятник основателям Киеву не нужен?
Еще один памятник основателям Киева стоит на Майданеу основания Монумента Незалежности. Изваяние представляет собой камень, на котором стоят вооруженные луками Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь с двумя взлетающими лебедями. Основателей окружают брызги фонтана. Появилась эта композиция вместе с ненавистыми многим киевлянам стекляными теплицами на главной площади страны в 2000 году, когда Майдан открылся после глобальной реконструкукции. Горожане до сих пор неудоумевают, зачем столице два памятника основателям Киева — мол, есть же ладья на берегу Днепра, так зачем загромождать место на Майдане.
«Еще точно не доказано, что именно они основали город. Лучше бы парки облагородили. И зачем столько памятников братьям и Лыбеди?» — высказалась Эмма Дмитриевна, коренная кивлянка, проживающая на Крещатике.
«На этот залазить легче», — тут же ответил ей проходивший мимо молодой парень.
12 правителей — лишние
Этот памятник основателям был запроектрован вместе с Монументом Незалежности с еще 12-ю фигурами выдающихся деятелей. Все это вместе должно было отражать историю Украины от зарождения до сегодняшнего дня. По словам Анатолия Куща, автора этого памятника основателям и всех изваяний на Майдане, по проекту реконструкции главной площади страны, за Монументом Незалежности должна была разместиться колоннада с фигурами Вещего Олега, княгини Ольги, Святослава Завоевателя, Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Даниила Галицкого, Байды Вишневецкого, Петра Сагайдачного, Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы и Михаила Грушевского. Впрочем, городские власти посчитали лишней эту колоннаду.
Гора Щекавица — «город мертвых»
Щекавица — гора, на которой, по легендам, правил киевский князь Щек. Расположена она между Татаркой и Подолом. Тот, кто хоть раз бывал здесь, может подтвердить, насколько прекрасный и несвойственный для города там ландшафт — зелень, деревья, овраги. А еще на Щекавице как правило тихо и безлюдно — большая часть поселений исчезли с горы еще после монгольского нашествия.
Охота ведьмы
Похоронные традиции на горе культивировались со времен князя Олега — это практически сплошное старообрядческое кладбище, местами — мусульманское. Улицы Олеговскаяи Мирная раньше носили названия, говорящие сами за себя — Погребальная и Черный Яр. По некоторым версиям, захоронения тут идут в три «этажа», за что Щекавицу прозвали «городом мертвых». Последний ветхий деревянный крест завалился здесь лет 7 назад. Впрочем, эти страхи вовсе не пугают киевлян, которые с началом весны оккупируют зеленую гору, чтобы пожарить шашлыки и позагорать. А выпив за душистым мяском 100 граммов 40-градусной, начинают рассказывать друг другу страшные истории о происшествиях на Щекавице. Например, что на горе живет привидение ведьмы, которая ужасала народ еще при Олеге — мол, каждую ночь она выходит на охоту: ищет прогуливающихся красивых девушек, чтобы «отобрать» у них красоту.
История в мусоре
Гора Щекавица также хороша тем, что с нее Киев виден на 360 градусов. Лучше на столицу смотреть ночью — огни большого города выглядят куда лучше, чем расположенная у подножия горы промзона с кучей заводов. Да и сама Щекавица в темноте смотрится привлекательней — не видно ям с мусором, который оставляют в историческом месте после гулянок отдыхающие.
На вопрос Кто создал Государство Киевская Русь? заданный автором Особь лучший ответ это князь Рюрик
Ответ от спроситься
[гуру]
Рюрик вроде.
Ответ от Опти Опти
[гуру]
Русские))))))
Ответ от Максим толмачев
[гуру]
Рюрик Кий
Ответ от Невролог
[гуру]
рюрик трувор и синеус..
Ответ от Hobot Tormoz
[гуру]
Образование Киевской РусиКиевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен - полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX-XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало городское поселение. Арабские писатели конца I тысячелетия (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукал говорят о Киеве (Куябе) как о крупном городе. Ибн Хаукал писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией) »Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки» , в IX-X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).Русь упоминается как держава и в ряде других ранних источников: в 839 упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «русь» . По аналогии с другими этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т. д.) житель (насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь» , звался «русин» . Однако термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 веке. [источник? ]В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора. Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом) .
Ответ от Vgk
[гуру]
Князь Владимир
Ответ от Православный Инквизитор
[гуру]
Не засоряй эфир, спрашивай по теме!!!
Ответ от Капитан Гугл
[гуру]
Его обитатели, в основном поляне.А вообще, название "Киевская Русь" - искусственно придумано в новое время. Было общее название 12 славянских племен - Русь, и было несколько государств, созданных этими племенами. Киевское было создано до прихода Олега, и, скорее всего, до Аскольда (и/или Дира) .Про Рюрика - чушь, он в Киеве и не был.
Известное предание, которым «Повесть временных лет» предваряет историю о начале Русской земли, гласит, что у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата — Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, которая получила название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем младшие братья возвели град во имя брата своего старейшего и нарекли имя ему Киев.
Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.
Легенда эта многократно исследовалась с самых разных позиций. Прежде всего историков интересовали имена братьев-основателей. Славянское происхождение имени старшего из братьев, Кия, устанавливается с достаточной степенью очевидности. Одно из значений древнерусского слова «кий» (в архетипе звучало как «кув») — палица, молот * — указывает на его связь с кузнечным ремеслом, секретами которого, в понятии людей архаичных обществ, владели боги, герои и кудесники. Не случайно впоследствии на Украине бытовала легенда о кузнеце-змееборце, который победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) [Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 222 ].
*Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. - С. Ц.) Карла Мартелла - Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).
В отношении Щека В. К. Былинин предложил тюркскую этимологию: «Имя Щек, Щека, возможно, — славянизированное произношение тюркской лексемы “cheka”, “chekan” (боевой топор, секира)…» [Былинин В. К. К вопросу о генезисе и историческом контексте летописного «Сказания об основании Киева» // Герменевтика древнерусской литературы X - XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 18 ]. Действительно, известен болгарский вельможа Чок, живший в начале IX века. В венгерских хрониках также встречается имя Шок (Saac). Но еще более вероятно происхождение «горы» Щековица от славянского слова щеки в значении «крутые, гористые берега реки».
Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М. 1999. С. 70 ]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.
Таково «этимологическое» прочтение легенды об основании Киева.
Однако вряд ли можно говорить о подлинной историчности этих персонажей, особенно братьев и сестры Кия, которые не играют никакой самостоятельной роли и умирают скопом сразу после смерти старшего брата. Вероятнее всего, мы имеем дело с типичным случаем «народной этимологии» — стремлением объяснить происхождение Киева, местных урочищ (Щековицы, Хоривицы) и реки Лыбеди путем создания соответствующих мифологических героев.
На легендарные корни истории о Кие указывает и «История Тарона» (Тарон — историческая область Великой Армении, на территории современного турецкого вилайета Муш) — произведение VII или VIII в., приписываемое двум авторам: сирийскому епископу Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну, настоятелю монастыря Сурб-Карапет. Здесь также содержится предание о трех братьях, причем имена двух из них покажутся нам удивительно знакомыми.
Итак, полулегендарный царь Валаршак (из парфянского рода Аршакидов, наместник провинции Армения, живший на рубеже III—II вв. до н.э) приютил в своих владениях двух братьев — Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных врагами из своей страны. Но спустя пятнадцать лет Валаршак сам казнил их за какую-то провинность. Убитым братьям наследовали их сыновья — Куар, Мелтей (Мелдес) и Хореан. «Куар , — говорится на страницах «Истории Тарона», — построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей; а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение …»
Замечательно, что летописное сказание не только сохраняет в узнаваемом виде имена двух братьев из армянской легенды, но, наряду с этим, точно воспроизводит этапы строительной деятельности армянской троицы (Кий, Щек и Хорив также вначале «сидят» каждый в своем «граде», а потом строят общий — в честь старшего брата, Кия) и даже копирует природные условия, среди которых возникает четвертый, главный город, и хозяйственные занятия его обитателей — «лес и бор велик» вокруг Киева, где Кий, Щек и Хорив «бяху ловяща зверь».
Вопрос о том, почему киевский и армянский летописцы, разделенные между собой тысячами верст и несколькими столетиями, рассказывали почти слово в слово одну и ту же историю, не имеет четкого ответа. Разумеется, не приходится говорить о заимствовании древнерусского предания армянскими летописцами. Изложенная в «Истории Тарона» легенда вполне самобытна, поскольку имеет неоспоримые местные корни. Уже в пантеоне Ванского царства (другое название — государство Урарту, IX-VI вв. до н. э.) известно божество Куэра/Куар, связанное, по-видимому, с культом грозы и плодородия [Арутюнова-Федонян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14). С. 16, 17, 20 - 22; Еремян С.Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 151 - 160 ]. Ономастика Переднего Востока сохранила и созвучные имена: Мелде (ныне село Мехди в Западной Армении), Харив (Герат), Хореан/Хоарена (в Мидии), города Мелитта и Кавар, библейский город Харран и народ хорреев, теофорное имя Малкату (дочь ассирийского бога Бел-Харрана), наконец, армянский княжеский род Палуни и одноименная историческая область в Великой Армении.
Однако таким же маловероятным выглядит и обратное предположение — о переносе легенды из Армении в древнюю Русь, в пользу чего нет решительно никаких исторических свидетельств. И главное, топоним «Киев» и производные от него названия относятся не к одному древнерусскому, а к общеславянскому ономастикону. Ведь помимо Киева на Днепре в Х - XIII вв. в землях южных, западных и восточных славян возникло более семи десятков Киевов, Киевцов, Киевичей, Киевищ и т.д. [Ковачев Н. П. Средновековното селище Киево, антропонимы Кий и отражението му в бъларската и славянската топонимия // Известия на Института за български език. Кн. XVI. София, 1968 ].
Стало быть, необходимо либо признать принадлежность предания о Куаре/Кие к общеиндоевропейскому мифологическому фонду, либо искать культурных посредников, которые могли содействовать распространению предания в Армении и среди славян. На эту роль подходят, например, венеты. Страбон упоминает не только о западном направлении миграции венетов из Пафлагонии в Европу, но также пишет о движении части венетских племен на восток. Его взгляд прослеживает их путь вплоть до Каппадокии, за которой в XIII - VII вв. до н. э. начиналась область, занятая урартскими племенами. В связи с этим обращают на себя внимание отцы Куара, Мелтея и Хореана из армянской легенды — князья-инды, которые напоминают о купцах-индах, плавающих, согласно римским писателям, на европейском севере по «Индийскому океану» («Венедскому морю»). Возможно, в обоих случаях речь идет о виндах, венетах.
Если интересующее нас предание входило в состав венетского эпоса, то славяне могли познакомиться с ним в период венетского господства в Польском Поморье (кстати, не исключено, что связь города Куара/Кия с землей Палуни/полян относится к архетипу легенды — еще одна причина появления летописных «полян» на киевских «горах», среди «бора и леса»). Став частью славянских преданий, легенда о трех братьях в дальнейшем подверглась переосмыслению применительно к истории древней Руси: замена Мелтея на Щека удостоверяет эту ее позднейшую «историзацию». Впрочем, все это на правах гипотезы.
Интересна и связь древнерусского Кия с Дунаем (походы на Царьград, основание Киевца Дунайского). Византийский памятник VII в. «Чудеса Димитрия Солунского» знает князя Кувера, князя славянской области Срем (Сирмий) в Хорватии, куда он был вынужден переселиться из Северного Прикарпатья. Будучи подданным аварского кагана, Кувер восстал против аваров, нанес им несколько поражений и попытался основать княжество на византийских Балканах в районе Фессалоник (Солуни), но потерпел неудачу.
Таким образом, похоже, что создатели древнерусского сказания о Кие использовали фрагменты эпоса дунайских славян о князе Кувере — возможном кандидате на роль основателя упомянутого в летописи Киевца Дунайского. Впрочем, попытки локализации этого топонима не имели успеха. Надо заметить, что средневековый Дунай и его притоки пестрели «Киевами», только на участке между городами Велико-Тырново и Русе их было несколько.
Возникновение Киева по археологическим данным
Археология древнего Киева также проливает весьма слабый свет на его возникновение в связи с тем, что историческая интерпретация большинства находок вызывает неутихающие споры.
Историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов, непосредственная преемственность между которыми, однако, не прослеживается. Это свидетельствует о том, что значительную часть своей ранней истории город существовал как дославянское поселение, принадлежавшее неизвестной этнической группе (или группам).
Древнейшие находки на территории Киева датируются римским временем (зарубинецкая культура). Но едва ли с них можно начинать отсчет истории города. В исторической части Киева они практически отсутствуют; кроме того, среди них нет доказательств наличия городских форм жизни. По всей видимости, в районе будущего города существовало неукрепленное селище, жители которого во II - III вв. занимались перевозом через Днепр и торговлей с римской Тавридой. С началом Великого переселения народов жизнь на поселении постепенно заглохла.
Следующий этап в становлении Киева был связан с поселением на Замковой горе — неприступном утесе, вознесшимся на 70 метров над уровнем Днепра. В VI— VIII вв. это место заселили немногочисленные славянские роды, происходившие из разных областей славянского ареала, что подтверждается массовыми находками славянской керамики. Впрочем, первая попытка славян закрепиться на Замковой горе не имела успеха. Древнейшие обитатели здешнего поселения не посчитали нужным возвести укрепления и в конце концов оставили его — раскопки выявили стерильный слой глины, отделяющий поселение VI—VIII вв. от культурных напластований более поздней эпохи.
Однако уже в IX в. северо-западную часть Замковой горы вновь обживают славянские поселенцы, сочетавшие занятия земледелием, охотой и рыболовством с ремесленной деятельностью.
С этого времени начинается и активное заселение окружающих возвышенностей. На соседней Старокиевской горе, расположенной южнее Замковой, появляется еще одно поселение площадью примерно 2 гектара. Надежно защищенное с трех сторон крутыми склонами, оно ограждается с юга искусственным оборонительным сооружением — валом и рвом четырехметровой глубины. Здесь же обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, обычно интерпретируемого как языческое капище.
Примерно тогда же возникает городище на Лысой горе, обнесенное рвом и земляным валом. Не исключается появление ряда мелких усадеб и отдельных дворов на горах Детинка и Щекавица.
От Константина Багрянородного известно, что даже в середине Х в. одно из этих укрепленных городищ все еще имело отдельное название — Самватос, вероятно, образованное от славянского личного имени (под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»; Прокопий Кесарийский упоминает славянского (антского) вождя Хильбудия, благодаря чему можно предположить, что имя Самватас также относилось к славянскому именослову).
Таким образом, археологические исследования говорят о том, что догородской этап в развитии Киева продолжался по крайней мере до последней четверти IX в. Но даже для этого времени имеющиеся материалы все еще дают картину небольших, топографически обособленных поселений, чьи характер и функции остаются неясны.
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен.
Согласно летописям, в 862 году сразу несколько племен – ильменьские словене, чудь, кривич – призвали троих братьев-варяг Рюрика, Трувора и Синеуса княжить в Новгороде. Это событие получило название «призвание варягов». Согласно мнению историков, призвание произошло потому, что племена, жившие на территории будущей Руси постоянно одолевали междоусобные войны, и они никак не могли решить, кому стоит править. И только с приходов трех братьев междоусобицы прекратились и русские земли стали постепенно объединяться, а племена превращались в подобие государства.
До призвания варяг на русских землях жили многочисленные разрозненные племена, которые не имели собственного государства и системы управления. С приходом братьев племена стали объединяться под властью Рюрика, который вместе с собой привел и весь свой род. Именно Рюрик стал основателем будущей княжеской династии, которой суждено было ни один век править на Руси.
Несмотря на то, что первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.
Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет. Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.
В 882 году при князе Олеге город Киев стал столицей нового государства – Киевской Руси.
В 944 году во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.
В 945 году княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка – дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 году новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.
В 969 году князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления, в 963 году Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества – государство расширялось.
Сформировавшееся государство пришло к феодализму и феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-первая половина 12 века). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и Киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.
Начиная со второй половины 12 века и до середины 13 на Руси правили следующие представители Рюриковичей – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. В этот период, хоть и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.
Со второй половины 13 века и до конца 14 века Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья ни раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 году удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.
После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Столица была перенесена в Москву во время правления Ивана Калиты, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2 окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.
Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3, Василия 3 и Ивана Грозного началось становление нового централизованного государства с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном и вскоре на Руси наступило «Смутное время», когда было неизвестно, кто встанет на пост правителя.
4. Расцвет и упадок Древнерусского государства. Период феодальной раздробленности.
Древнерусское государство, или Киевская Русь, - первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, ильменских словен, радимичей, вятичей, северян и др.). Наиболее развитыми в экономическом и политическом отношениях были земли ильменских словен (Новгород) и полян (Киев), объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.
800-882 гг. - начальный этап объединения восточно-славянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород) и объединение их Олегом;
882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточно-славянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911);
912-1054 гг. - расцвет раннефеодальной монархии, подъем производительных сил, развитие феодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточно-славянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - «Правда Ярослава» (1016). Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый;
1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление межкняжеской борьбы; на киевском великом княжении сменяют друг друга Изяслав, Святослав, Всеволод - триумвират Ярославичей. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Рост народных восстаний. Появление нового свода законов - «Правда Ярославичей» (1072), который дополнил «Правду Ярослава» и стал называться «Русская Правда»;
1093-1132 гг. - новое усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединить свои усилия под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых и политических отношений. Новый законодательный свод - «Устав Владимира Мономаха» (1113) - вошел составной частью в «Русскую Правду», которую принято считать отныне «Пространной Русской Правдой». После исчезновения половецкой угрозы государство распадается. Наиболее видные политические деятели - Владимир II Мономах и Мстислав Великий.
Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.
Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство Русской земли.
Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.
В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.
Кровавые распри усугублялись непрерывными набегами половцев, которые умело использовали разобщенность русских князей. Иные князья брали половцев в союзники и приводили их на Русь.
В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.
Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. Он стал поворотным, так как произошел перелом в распределении земельной собственности на Руси.
Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половцев, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132). Однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества.
В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты - 250. Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств).
Наиболее крупными государственными образованиями были:
К иевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);
В ладимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);
Ч ерниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);
Г алицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);
П олоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).
Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. Уникальность и тяжелые последствия для Древнерусского государства заключались в ее продолжительности - около 3,5 столетий.
Основатель Киева князь Кий был достаточно влиятельным обладателем среди князей антов племен. Об этом свидетельствуют его походы на Дунай, основания Киевця на Дунае, сообщение летописей об аудиенции у византийского императора и тому подобное. Однако в течение первых веков после основания Киев оставался только одной из многих крепостей племени полян.
Во второй половине I тысячелетия н.э. на территории Украины сформировалось несколько крупных племенных союзов славян. Поляны жили в лесостепной зоне на Среднем Приднепровье, преимущественно на правом берегу Днепра. Северяне заселяли течение год Десны, Сейма, а также верховья рек Ворсклы, Сулы и Псла. Эти земли формировали Сиверщину - территории современных Черниговской, севера
Киевской и частично Сумской и Полтавской областей. Древляне жили в лесах Припятского Полесья и бассейне. Тетерева. Волынь занимали территорию Волыни, прежде всего бассейн р. Западного Буга. На Прикарпатье и в Верхней Приднестровье, а также на Закарпатье проживало племя белых хорватов. Нижнюю и Среднюю Приднестровье до Черного моря заселяло племя тиверцев. К югу от полян и восточнее тиверцев жили уличи, заселяя земли включая Черноморским побережьем между Днепром и Днестром.
Славяне, которые впоследствии вошли в орбиту влияния Киева, жили не только на современной территории Украины. Официальное летописание Киевской Руси XII в. относит к славянам такие племена: "поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, волыняне". Летописцем к славянам, в частности, не зачтено племена радимичей и вятичей. Славянские племена на территории современной России ассимилировались с преобладающим численно финно-угорским населением. Кроме того, как говорит летописец, радимичи и вятичи происходят "от ляхов", то есть вышли с территории Польши, а потому существенно отличались от других славян, объединенных русами. Что касается племен тиверцев и уличей, то они в XII в. были уже вытеснены кочевниками в земли иных славянских племен (преимущественно полян и белых хорватов) и растворились среди них. Кроме того, тиверцы и уличи изначально были в значительной степени сарматизовани. В то же время, все славянские племена, входившие в антов союза племен, то есть все славяне на территории Украины, в разной степени несли на себе отпечаток взаимодействия славянских и сарматских племен.
Каждое из названных племен мало десятки или сотни крепостей. Впоследствии в каждом из них начали возвышаться главные города. Для полян постепенно таким городом становится Киев. Процесс подъема столицы растянулся более чем на два века. Киев вынужден был конкурировать с соседними Древлянского племенами, а также определенное время платить дань хазарам.
В пользу возвышения Киева сыграл тот факт, что город имеет очень удобное географическое расположение. В древности главными дорогами в Украине были реки. Наибольшей рекой нашей страны Днепр, который позволял сочетаться с дальними заморскими землями - Скандинавией на севере и Византией на юге. Водный путь, который проходил по Днепру, уже с конца I тысячелетия н. е. звался путем "из варяг в греки". Через реки осуществлялась торговля, сочетание с другими племенами, князья путешествовали по рекам для сбора дани, ходили в военные походы, в том числе и за Черное море. При этом Киев имеет еще и то преимущество, что расположен вблизи места, где в Днепр впадает река Десна. Это позволяло контролировать сообщения как с Днепровским бассейном, так и с бассейном Десны, где проживало сильное племя северян. Город, расположенный на крутых, но пригодных для жизни Киевских горах, мало прекрасные условия для построения укреплений.
Некоторое время в истории была популярна теория о скандинавское происхождение названия Руси, которое ей якобы предоставили пришельцы-варяги. Однако сейчас эта теория опровергнута.
Название "Русь" впервые появилась по территории Среднего Приднепровья в середине VI в., В произведении Псевдо-Захария. Этот сирийский автор в 555 г. Говорит о народе Северного Причерноморья и Поднепровья как о народе «рос», который жил на северо-запад от Приазовья, то есть на Среднем Днепре. Также в произведении готского историка Иордана (VI в.), Который описывал события IV в., Говорится о народе "росомоны", который жил в Среднем Приднепровье. Однако ни в VI, ни в IV в. никаких варягов в регионе быть не могло. Первый исторически зафиксированный выход скандинавов на международную арену (их нападение на Англию) относится к 787 г.. Это первая дата появления викингов в международной истории, которая состоялась на несколько веков позже после фиксации названия Руси. Первые достоверно известные данные о контактах днепровских славян с варягами датируются вообще только серединой IX в.
В хронике франкских императоров "Бертинские анналы" под 839 г.., Рассказывая о посольстве византийского императора ко двору императора франков, хронист-очевидец писал: "Он также послал с ними (послами) каких-то людей, которые сказали, что они, то есть их народ, называется Росс и что их король зовется хакан, прислал их к нему, византийского императора, как они утверждают, ради дружбы ". Таким образом, в настоящее время, еще до утверждения варяжской династии в Киеве, которое произошло в 860-х pp., Русы имели обладателя, который был настолько влиятельным, что уже поддерживал отношения с Византией и стремился установить их с Франкской империи. Также в это время князь русов стремится титуловаться "каганом», вроде обладателей Хазарии, таким образом пытаясь утвердить свою равенство с влиятельной в то время хазарского государством. Важные упоминания о русов в византийских источниках датируются 840-ми pp. (Нападение росов на мало азиатское город Амастриду, близ нынешнего г.. Синопа на южном берегу Черного моря в Турции) и 860 г.. (Нападение русов на Константинополь). В своей проповеди патриарх Фотий в 860 г.. Говорит, что русы пришли из края, удаленного от греков многочисленными краями и племенами, морями и сплавными реками. Таким образом, уже к утверждению варяжской династии Русь - достаточно влиятельное государство.
По данным современников, русины уже имели собственную оригинальную письменность. В 861 г.. Кирилло-Константин, будущий создатель славянской письменности, обнаружил в Крыму Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами". Он также познакомился с носителем русского языка, усвоил разговорный вариант и расшифровал письмена. В IX в. персидский историк Фархи ад-дин Мубаракшах сообщал, что в хазар есть письмо, которое происходит от русского, - хазары якобы заимствовали его от русских, живущих неподалеку от хазар.
К тому же в отечественных летописях русы четко отделялись от варягов. В летописях Русь подается в перечне племен как отдельная этническая единица наряду с варягами, полянами и другими племенами. Еще больше сведений, которые отделяют русов от варягов, существует в иностранных, в том числе в арабских и европейских источниках. Кроме того, в скандинавских источниках нет никаких указаний на то, чтобы какие-то скандинавы называли сами себя русами. Византийцы хорошо знали варягов, которые часто служили наемниками в армии Византии. Для византийцев "русы" - это население Среднего Приднепровья и Северного Причерноморья. Византийцы никогда не называли этих варягов русами. Русы или росы у византийцев - это всегда населения Среднего Приднепровья и Северного Причерноморья, а не скандинавы с любых других территорий - самой Скандинавии, Италии и Франции, которых было немало в Константинополе.
В дополнение, сразу к югу от Киева, на правом берегу Днепра скученно целый ряд имен с соответствующим корнем: реки Рось, Росава, Роставиця, Рута, Рутець, Малый Рутець, крепость Родень и др.
Возникновение имени Руси по территории Среднего Приднепровья за много веков до появления на исторической арене викингов-варягов свидетельствует о том, что название Русь имеет местное Надднепрянское происхождения.
В I тысячелетии н. е. здесь проживало особое племя - росы (русы). Многочисленные письменные источники путешественников и политических деятелей утверждают, что это племя не было славянским. Особенно много таких сообщений в арабских путешественников, в IX-Х вв. часто бывали на территории Украины, путешествуя в Хазарии и Волжской Булгарии.
По многочисленным данным современников, русы в X в. имели характерные черты - религиозный культ меча, способ и ритуал захоронения, одежда (в том числе характерные для одежды скифов и сарматов, а затем и украинский широкие шаровары, шерстяные шапки с длинными шлыками, сохранены в Украине во времена казачества), сарматские названия должностей своих вождей (в частности жупан) и др.
Все это дает возможность связать русов VI-X вв. с остатками сарматов. Поселение сарматов в регионе Правобережье Среднего Приднепровья, то есть в районе "первичной Руси", начались еще в I в. до н. е. На этих землях фиксируется значительное количество сарматских могильников начала нашей эры (всего по г.. Тясмина и Роси). В этом районе поселилась часть сарматского племени роксолан. Основная земля "исконной Руси" была между течениями рек Тясмин и Рось перед их впадением в Днепр. Здесь эти реки образуют своеобразный остров, окруженный со всех сторон водой, четко определила границы племени. Именно в этот лесистый регион отступила часть сарматских племен и осела в удобном месте в середине Днепра - древнем цивилизационном очаговые, приспособленном одновременно до сведения городищ, земледелия и использования водного пути Днепра для торговли и набегов. Очевидно, какая-то часть сарматского племени роксолан, входившей в антов союза племен (сармато-славянского по своей сути), поселилась на среднем Днепре во времена между I в. до н. е. и пиком Великого переселения народов в IV-V вв. н. е. Потрясение Великого переселения народов стимулировали переселение сарматских племен в отношении защищенную лесостепную зону Центральной Украины. Этот лесной и кое заболоченный регион стал одним из мест, куда отступили обломки сарматов после начала Великого переселения народов. Здесь они смогли закрепиться и впоследствии, на финишной прямой своей ассимиляции со славянами, дать мощный импульс созданию великой державы Киевской Руси.
Роксоланы в первой половине I тысячелетия н. е., во время Великого переселения народов, разделились по меньшей мере на три части (одна была оттеснена другими народами на север в Приднепровье, вторая - различными путями двинулась в Европу, выступая активными участниками походов германских и сарматских племен на территории до Галлии, Испании и Северной Африки, третья часть осела в Крыму).
В рамках антов союза племен остатки роксолан ассимилировались со славянами. Росы даже периодически осуществляли Днепром походы на славян. Начиная с VIII-IX вв., Название племени росов (русов) перешла на все племя полян, а впоследствии также и на северян и древлян. Для славян характерно изменение "о" на "у" в корнях слов. Так, Русская правда в ее древнейшей редакции звучит как "Правда Роська", имя антов вождя Божья звучит у авторов VI в. как ибо или Босс, а у автора ХП в., в "Слове о полку Игореве" уже как Бус. Так же река Бог стала Бугом, а росы - русами.
Постепенно племя русов ассимилировалось славянами, при этом сохранив и расширив на славян основные компоненты своей культуры и племенную название. Смешивание потомков сарматов и славян ускорилось в X в., С возникновением мощной Киевского государства.
Русь Х-ХII вв. находилась в пределах современных Киевской, Черниговской, Житомирской, значительной части Черкасской, Полтавской, Сумской, а также части Винницкой областей. Жителей этой территории, то есть представителей племенных союзов полян и северян, а также впоследствии и древлян, называли русинами или русами. С конца ХП в. Русью, кроме Центральной и Северной Украины, начинают называться и западноукраинские земли. Впервые появившись в менее VI в., Название "Русь" продержалась в Украине (Западной) до XX в., А в Центральной Украине - до XVIII в. Еще гениальный поэт Иван Франко в 1914 г.. Писал: "Я есмь русин". Некоторые жители Закарпатья до сих пор называют себя русинами.
"Русь" - очень древнее слово ираноязычного происхождения, связанное с названиями сарматских племен, которые издавна жили на территории Украины. К VI в. оно закрепилось на среднем Днепре и постепенно перешло на славян. Не случайно летописец писал: "... поляне, которые теперь зовутся Русь". Иначе говоря, славяне из племени, которое стало ядром Киевского государства, сначала именовались полянами, но потом на них распространилось название "Русь".
Название Русь, скорее всего, происходит от названия сарматского племени роксолан. Во времена Средневековья такая теория происхождения Руси оставалась наиболее распространенной в Украине и Европе. Слово "Рокс" сарматскими языках означает "сияющий", "светлый", "белый", "главный". Название "Рокс" символизировала претензии на первенство среди племен и родов сарматов, которые с начала нашей эры называли аланами.
Выдающийся украинский историк Михаил Грушевский писал, что имя роксолан, "как со значительным правдоподобием выводят из иранских языков, означает не что иное, как" белые аланы ». Прилагательное" белый "очень часто служил в кочевых орд для различения определенных частей народа, одной соплеменных орды от другой ". У славян также существовала традиция названия частей племен с применением деления на "белых" и "черных". У славян это распределение было географическое основание - "белыми" называли северные части племен и народов, а "черными" - южные. Это касается, в частности, белых хорватов, которые заселяли украинские Карпаты и впоследствии стали одной из составляющих формирования украинского этноса, в отличие от хорватов, которые отошли на юг.
С XV в. новообразованной государство Московия пыталась присвоить название Руси. В этом нет ничего удивительного или необычного. Часто руководители тех стран, которые считают, что им не хватает своей истории, пытаются присвоить чужую, более авторитетную и уважаемую.
В истории существует немало "заимствований" чужих этнонимов. Современная Румыния позаимствовала свое название от Рима, хотя римляне массово выселились с территории Румынии в 270-х pp., Оставив там местное латинизированном дакийское населения. Во времена Средневековья Германия официально называлась "Священной Римской империей", хотя вклад германцев в римскую историю ограничивался преимущественно тем, что германские племена разрушили Рим.
Название Украине менялась во времени. Сначала греки называли эту землю Киммерии, впоследствии греки и римляне - Большой Скифии, Сарматией тому подобное. По новой эры у предков Украинский были самоназвания: "анти", Русь, и, наконец, Украина.
Такое изменение названий страны является скорее правилом, чем исключением. Скажем, государство, ныне известная как Китай, многократно изменяла свое название - каждый раз по имени правящей династии. Однако нет никаких сомнений - под всеми этими названиями речь идет об одном и том же Китай и китайский народ, полностью сохранял этническую наследственность.
Название Русь - это всего лишь древнее название Украины. А Украина, соответственно, - более молодая название Руси.
Тот факт, что современная Россия позаимствовала историческое название Украины, является лишь признаком престижности имени Руси. Эту престижность получили своими усилиями предки украинский.
По имени и наследие Киевской Руси не может претендовать еще кто-то, кроме народа, на исконной территории которого расположено основные государственно-политические, культурные и религиозные центры Руси - Киев, Чернигов, Переяслав, Канев, Белгород, Васильков, Вышгород, ЮрТв, Любеч, Овруч, Острог, Путивль, Новгород-Северский, Алешки, Прилуки, Владимир-Волынский, Луцк, Галич, Львов, Звенигород, Теребовля и др. Именно те земли Украины, которые в свое время входили в состав Киевской Руси, в наибольшей степени сохранили украинскую этническую идентичность.
Языком первоисточников:
"В самом начале пределы страны славян находится город под названием Куябы (Киев). Путь к их страны идет степями, землями бездорожного, через ручьи и дремучие леса. Страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. они не имеют ни виноградников, ни полей. из дерева производят они что-то вроде кувшинов, в которых содержатся в них и ульи для пчел, и мед пчелиный сохраняется. Это называется у них Сидж. они пасут свиней подобно овец. Когда умирает кто-то из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится в них покойник, царапают себе ножом руки и лица. на второй день по сожжении покойника идут туда, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на пригорок. через год после смерти человека берут кувшинов двадцать меда, иногда чуть больше, иногда чуть меньше, и несут их на тот пригорок, где собирается семья покойного, едят, пьют и затем расходятся... Все они идолопоклонники. больше всего сеют они просо. во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: "Господи, ты, снабжавший нам пищу [до сих пор], дай и теперь нам ее достаточно".
Есть у них разные лютни, гусли и свирели, их свирели два локтя, лютня же их восьмиструнна. Хмельной напиток готовят из меда. При сжигании покойников прибегают в буйное веселье, проявляя тем свою радость по поводу милости, сделанной ему [покойнику] богом. Рабочего скота в них мало, а верховых лошадей имеет только одна упомянутая человек. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия нет.
Главарь их коронуется; ему они повинуются и от приказов его отступают. Жилье его содержится внутри страны славян.
Упомянутая выше лицо, титулуют они "хозяином хозяев", называется в них свият царь; это лицо находится выше субанеджа [кафтана], который является только его наместник. Царь этот имеет верховых лошадей, не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него тоже замечательные, крепкие и драгоценные кольчуги. Город, где он живет, называется Джарваб; в нем происходит ежемесячно, в течение трех дней, торг. Холод в их стране бывает так силен, что каждый из них выкапывает себе в земле что-то вроде погреба, к которому приделывают деревянную остроконечный кровлю, вроде [кровли] христианской церкви, и на крышу накладывают земли. В такие погреба переселяются со всей семьей и, взяв немного дров и камней, зажигают огонь и накаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалится камни к высшей мере, поливают его водой, от чего расходится пара, так нагревает жилье сбрасывают уже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь их объезжает их каждый год. Когда у кого-то из них есть дочь, то царь берет себе в год по одному из ее нарядов, а если сын, то царь берет себе тоже по одному из его нарядов в год. У кого нет ни сына, ни дочери, то дает в год по одному из нарядов жены или служанки. Поймает царь в государстве своей разбойника, велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-то из правителей на дальних окраинах своих владений.
3. О Русии, то содержится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они [русские], занимает пространство на три дня дороги; укрыт он лесами и болотами; нездоровый и влажный к тому, что достаточно стать ногой на землю, и она уже трясется из-за обилия воды в ней. Они имеют царя, который называется хакан-Рус. Они делают набеги на славян, подплывают к ним на кораблях, высаживается, забирают их [славян] в плен...
Когда у какого из них родится сын, то он берет вынутый из ножен меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что получишь себе дым мечом" ... Плату, получаемую деньгами, завязывают очень крепко в пояса свои. Одеваются они неопрятно; мужчины носят в них золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо и заботятся об их одежду, так как используют их при торговле. Мост в них много, и живут они просторно. К гостям относятся с уважением и ведут себя хорошо с иностранцами, которые ищут в них защиты, и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Когда же кто-то из них обидит или утисне иностранца, помогают последнем и защищают его.
Мечи в них Сулайман. Когда просит помощи нибудь из их родов, выступают в поле все: между ними не раздора, а воюют единодушно против врага, пока не победят его. Когда кто-то из них имеет иск на другого, то зовет его на суд к царю, перед которым и спорят; когда царь изрек приговор, выполняется то, что он велит. Если обе стороны приговором царя недовольны, то, по его приказу, должны решить дело до конца оружием: чей меч острее, тот и победит. На борьбу эту родственники [обоих сторон, судятся] приходят вооруженные и становятся [друг против друга]. Тогда соперники вступают в бой, и кто преодолеет противника, выигрывает дело в соответствии со своей требования. Есть в них знахари - некоторые из них дают приказы царя, как начальники их [русов]. Случается, что предписывают они приносить в жертву творцу их только вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, то не выполнять их приказа никак нельзя. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, подвешивает жертву к бревну и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.
Они мужественные и сильные. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего; покоряют побежденных и обращают в рабство. Они высокорослые, имеют красивый вид и смелые при нападении; но смелости этой на коне не проявляют, а все свои набеги делают на кораблях. Шаровары носят они широкие сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шаровары, собирают они их в собрание круг колен, к которым затем привязывают...
Когда умирает у них кто-то из вельмож, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как его одежду, так и браслеты золотые, которые он носил; дальше опускают туда множество продуктов, сосуды с напитками и чеканную монету ".
"Книга драгоценных сокровищ Абу-Али Ахмеда Ибн-Омар Ибн-Даста", 30-е годы X в.
"И видел русов, когда они прибыли в своих торговых делах и высадились на реке Итиль [Волге]. И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяные, красивые. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но носит какой-нибудь человек из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из рук его выходит из нее. У каждого из них есть топор и меч и нож. и он никогда не оставляет того, о чем упомянуто. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. и от края ногтя кого-либо из них к его шее изображена собрание деревьев, изображений и прочего. А что касается каждой женщины из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, в соответствии с состояния ее мужа. и у каждого кольца сверток и нож, также прикреплены на груди. на шеях у них несколько рядов бусы из золота и серебра... Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Итиле (Волге) ".
Ибн Фалдан, "Путешествие на Итиль", середина X в.
"Рассказ о стране русов и ее города. К востоку от этой страны - горы печенегов, на юг от нее - река Рута, на запад от нее - Саклаби, на север - необитаемые Земли Севера. Это большая страна, и жители она не смирные, непокорные, имеют надменный вид, задиристые и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущих вокруг них, и выходят победителями. Обладатель их носит Рус-Каган. Эта страна очень щедро наделена природой в том, что касается всего необходимого [для жизни]. часть из них отличается любезностью обхождения. они держат в почете знахарей. Ежегодно они выплачивают десятую часть от своей добычи и торговых доходов правительства... из 100 локтей хлопчатобумажной ткани, больше или меньше того, шьют они штаны, которые надевают, засучив их выше колена. они носят шапки из овечьей шерсти, с хвостами, что приходят сзади на их шее. Мертвых хоронят со всем их имуществом, одеждой и украшениями. [Также] они помещают пищу и питье в могилу вместе с умершим. Куяба - это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания обладателя. Оно производит меха и ценные мечи ".
Перськомовна "Книга о пределах мира от востока до запада", 982р., О событиях IX в.
"Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости; в крепостях и укреплениях они проводят зиму; летом живут в лесах. В них много пленных. Захватив вора, они отнимают у него все имущество, отправляют его на окраину своих владений и там подвергают его наказанием. Внебрачные между ними не бывает. если какая-нибудь женщина полюбит какого-либо человека, она идет к нему, а если она оказывается девицей, берет ее себе в жены, в противном случае он продает ее и говорит: "если бы в тебе было толком, то ты бы сохранила себя ". Если кто-нибудь сделает прелюбодеяние с замужней женщиной, то его убивают, не приемля от него никаких извинений. вина и меда в них много, иногда у одного человека бывает до 100 кувшинов вина из меда" .
Абу Саид Гардизи, "Украшение известий", 1050-59 pp., О событиях IX-Х вв.