Как определить склонение имен существительных. Что называется склонением в русском языке? Склонение существительных. Склонение существительных во множественном числе
Тема: «Третье склонение имён существительных»
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель: Лисицина Татьяна Васильевна
Задачи:
Познакомить с признаками имён существительных 3 – го склонения;
Учить выделять имена существительные 3 – го склонения;
Развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
Участвовать в творческом, созидательном процессе;
Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД
Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность,
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД
Формировать умения:
Осознавать познавательную задачу;
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
Коммуникативные УУД
Формировать умения:
Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока:
· компьютер, медиапроектор, экран
· учебник русского языка
· презентация к уроку
· листы - пособия для работы в группах
· карточки со словами-помощниками
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Актуализация знаний
Девиз: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". (Слайд 2)
(Слайд 3 ) Выполнить задание: Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.
Ель, пыль, мышь, дверь, ночь
Обратите внимание: Как вы думаете, на что вы должны обратить внимание?
Читают девиз урока
Читают и записывают слова
Высказывают своё мнение. Рассуждают, на что они должны обратить внимание.
Мотивация познавательной деятельности
Проблемный вопрос: Можно ли определить склонение имён существительных?
Проверим предположение по учебнику с. 97 и поставим учебную задачу.
Слайд 4. Тема урока:
Учебная задача:
Заполните таблицу:
Знаю
Не знаю
Хочу узнать
Источник информации
Высказывают своё мнение. Предполагают, что это существительные 3 склонения.
Читают тему урока, ставят учебную задачу: узнать признаки имён существительных 3 склонения, учиться находить имена существительные 3 склонения.
Самостоятельно заполняют таблицу.
Организация познавательной деятельности
(Слайд 5) Наблюдение над именами существительными.
Как определить склонение имён существительных?
Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
(Слайд 6 – 7 – 8 -9)
(Слайд 10) Работа в парах. Словарная работа: Отгадайте ребусы и запишите словарные слова
Метель, телефон, картина, желать, беседа, горизонт, погода.
У всех слов определили склонение? Почему? (Желать – глагол). Докажите.
(Слайд 11)
Работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)
1 уровень:
Определить склонение имён существительных
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень
: Вставить пропущенные окончания и определить падеж и склонение имён существительных.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж имён существительных.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
(Слайд 12) Самопроверка
(Слайд 13) Прочитайте. Докажите, что данные слова – имена существительные 3 склонения.
Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.
- Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.
Сел ьдь (3 скл.) – с е лё д ка (1 скл.)
(Слайд 14) Работа в парах.
Упражнение №173 с. 98 (по заданию учебника)
Высказывают своё мнение
Читают памятку и вывод
Отгадывают ребусы и записывают слова
Записывают слова и определяют склонение.
Доказывают правильность выполнения задания.
Самостоятельная работа. Выбирают и планируют задание.
К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием в Nom .- a , вGen .- ae
Лексический минимум
ala , ae f – крыло
eminentia , ae , f – выступ
bucca , ae f - щека
bursa , ae f - сумка
bulla , ae f – пузырь
lingua , ae f – язык
saliva , ae f – слюна
spina , ae f – ость
papilla ,ae f– сосочек
gingiva , ae f – десна
calcaria , ae f – известь
pulpa , ae f – мякоть (зуба)
caverna , ae f – полость
fibra , ae f – волокно
maxilla , ae f – верх. челюсть
mandibula , ae f – ниж. челюсть
tonsilla , ae f – миндалина
tunica , ae , f – оболочка
cellula , ae f – клетка, ячейка
choana , ae f – (греч.) заднее носовое отверстие
corona , ae f - коронка зуба
vertebra , ae f - позвонок
uvula ,ae f – язычок
incisura , ae f – вырезка
fissura , ae f – щель
fovea , ae f – ямка (круглая)
fossa , ae f – ямка (удлиненная)
vita ,ae f – жизнь
lamina , ae f – пластинка
squama , ae f – чешуя
crista , ae f – гребень
glandula , ae f – железа
costa , ae f – ребро
concha , ae f – улитка
К 1 склонению относится небольшое число греческих слов, оканчивающихся в именительном падеже единственного числа на –е , а в родительном падеже на-es . Их нужно знать только в словарной форме.
anatome ,es f – рассечение
diab е tes ,ae m –диабет (отгреч. diabainein проходить) мочеизнурение, избыточное выделение мочи из организма
raphe ,es f – шов (на мягких тканях)
diplo ë ,es f –губчатое вещество плоских костей черепа
с hole ,es f - желчь
2 Склонение
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода на -us , - er и среднего на -um , - on , оканчивающиеся в родительном падеже ед.числа на -i .
Лексический минимум Мужской род
alveolus , i , m – луночка, желобок
а ngulus , i m - угол
о culus, i m – глаз
torus, i, m – валик
ramus, i m - ветвь
sulcus, i m – борозда
musculus, i m - мышца
nervus, i m - нерв
fundus , i m - дно
У большинства имен на - er буквае сохраняется только в именительном падеже единственного числа мужского рода, а в остальных выпадает.
с ancer , cri m - рак
puer , pueri m – ребенок, мальчик
magister ,tri m – учитель
Средний род
cementum, i n – цемент
enamelum, i n – эмаль
periodontium , i n – периодонт (корневая оболочка зуба)
mentum, i, n – подбородок
frenulum, i n – уздечка
spatium, i, n – пространство
stratum, i, n – слой
cranium, i n – череп
septum, i n – перегородка
collum, i n – шея, шейка
encephalon, i n – (греч.) головноймозг
cerebrum, i n – головной мозг
cavum, i n – полость
ganglion, i n – нервный узел
labium, i, n – губа
ligamentum, i n – связка
tuberculum , i n – бугорок
dentinum , i n – дентин – главная составная часть зуба; в области коронки дентин покрыт эмалью, а в области корня – цементом
4 Склонение
К 4 склонению относятся существительные мужского рода (преимущественно) и среднего рода, которые в родительном падеже единственного числа оканчиваются на -us . В именительном падеже единственного числа существительные мужского рода оканчиваются на- us , а существительные среднего рода – на- u .
Лексический минимум
hiatus , us m – отверстие, щель, зияние
plexus , us , m – сплетение
recessus , us m – впадина, углубление, карман
fructus, us m – плод
abscessus, us m – гнойник
sensus, us m – чуство
arcus, us m – дуга
ductus, us m – проток
meatus, us m – проход, ход
processus , us m – отросток; продвижение вперед
sinus, us m – пазуха
textus, us m – ткань
genu, us n – колено
cornu, us n – рог
5 склонение
К 5 склонению относятся существительные женского рода, которые в родительном падеже единственного числа оканчиваются на - ei . В именительном падеже единственного числа слова 5 склонения оканчиваются на- es .
Лексический минимум
species ,е i f– 1) вид, 2) сбор (лек. форма)
res ,rei f – вещь, предмет, дело
facies ,ei f -поверхность, лицо
dies ,d е i f – день
superficies , ei f – поверхность, верхняя сторона
Упражнения
1. Определите род и склонение существительных. Напишите существительные в словарной форме. Переведите .
Collum, spina, sulcus, species, uvula, tunica, eminentia, saliva, cranium, dies, ductus, maxilla, ala, fundus, fossa, mandibula, meatus, cornu, plexus, gingiva, chole, raphe, facies, arcus, sensus, textus, cancer, stratum, sinus, torus, spatium, lingua, processus, cerebrum, superficies, cellula, cavum, incisura, angulus, bucca, musculus, pulpa, incisura, frenulum, alveolus, labium, lamina.
2. Переведите и напишите существительные в словарной форме.
Шейка, череп, крыло, нос, ткань, верхняя челюсть, пластинка, нервный узел, связка, бугорок, нижняя челюсть, день, пазуха, поверхность, слой, пространство, проход, дуга, угол, щека, десна, уздечка, внешний вид, ветвь, вырезка, мышца, губа, перегородка, щель, ямка, язык, корона, слеза, слюна, волокно, нёбо.
3. Подберите соответствующий перевод из правой колонки для слов левой колонки.
1) bursa , ae f 1) клетка
2) bulla , ae f 2) нижняя челюсть
3) lingua , ae f 3) череп
4) saliva , ae f 4) проток
5) spina , ae f 5) верхняя челюсть
6) gingiva , ae f 6) полость
7) cerebrum, i n 7)эмаль
8) ramus, i m 8) дуга
9) cranium, i n 9) пузырь
10) cellula, ae f 10) волокно
11) labium, i n 11) ость
12) cavum, i n 12) десна
13) fibra,ae f 13) слюна
14) с ementum , i n 14) рог
15) enamelum, i n 15)головной мозг
16) angulus, i m 16)сумка
17) arcus, us m 17) ветвь
18) cornu, us n 18) цемент
19) ductus, us 19) угол
20) meatus, us m 20) губа
21) maxilla, ae f 21) язык
22) mandibula, ae f 22) проход, ход
4. Напишите существительные в Nominativus и Genetivus singularis . Выделите основу .
А la, sulcus, ganglion, bucca, bursa, cavum, dentinum, corona, enamelum, nervus, bulla, species , torus, res , facies , dies , lingua, saliva, spina, gingiva, cornu, arcus, ductus, meatus, processus, sinus, textus, calcaria, labium, caverna, fibra, maxilla, mandibula.
Упражнения для самостоятельной работы
1. Определите род и склонение существительных. Напишите их в словарной форме. Выделите основу .
Ductus, musculus, nasus, facies, incisura, torus, saliva, mentum, textus, periodontium, fundus, uvula, species, ligamentum, septum, meatus, tonsilla, cavum, fossa, mandibula, cranium, maxilla, nodus, ganglion, nucleus, vertebra, glandula, palatum, dies, angulus, raphe, sutura, cellula, crista, sulcus, lingua.
2. Выпишите из упражнений 1, 2, 3 и 4 занятия 1 существительные, относящиеся к 1, 2, 4 и 5 склонениям, распределив их соответственно по 4 столбцам. Укажите их словарную форму.
3. Выберите и выпишите из лексических минимумов по 1, 2, 4 и 5 склонениям существительные, относящиеся к челюстно-лицевой системе.
4. Определите род и склонение у существительных, стоящих в Genetivus singularis .
Ligamenti, maxillae, ductus, cornus, faciei, fibrae, gingivae, colli, coronae, sensus, musculi, cancri, ganglii, buccae, cementi, enameli, cerebri, cancri, anatomes, diploes, alveoli, incisurae, cellulae, raphes, anguli, frenuli, dentini, sinus, superficiei, speciei, linguae, squamae, nervi, sulci, processus, fundi, laminae.
5. Определите ошибки в написании существительных. Напишите правильно.
Sqama, phundus, culcus, liguamentim, ginguiva, maksilla, lingva, cranum, pleksus, labum, fosa, cricta.
6. Переведите и напишите в словарной форме следующие существительные:
Перегородка, пазуха, язык, вещество, корневая оболочка зуба, нос, вид, связка, подбородок, череп, проток, проход, полость, ядро, ямка, поверхность, лицо, нёбо, гребень, шов, сплетение, нервный узел, рог, ветвь, раковина, верхняя челюсть, нижняя челюсть, коронка, десна, щека, язычок, вырезка, клетка, угол, волокно, сосочек, полость, уздечка, чешуя, слизистая, дно, мышца, мякоть, слюна, слеза.
7. Прокомментируйте письменно данный афоризм:
Invia est in medicina via sine lingua Latina – Непроходим путь в медицине без латинского языка.
Многие знают термин «склонение» ещё с начальной школы. Сразу вспоминаются правила склонения, падежи, таблица окончаний, примеры. Давайте обо всём по порядку.
Склонение - это изменение именных частей речи по числам, родам и падежам. Имя существительное может изменяться только по числам и падежам.
Вконтакте
Этим термином также называется тип словоизменения, который предполагает определенные грамматические формы, или парадигму.
Падежи
Прежде, чем приступить к изменению слова по падежам и числам, нам нужно освежить знания. Как разные части речи согласуются между собой? С помощью падежа, то есть грамматической формы слова. Именно благодаря ей, имя существительное соединяется с другими словами в словосочетание. Вспомним вопросы шести .
Число
Склонение предполагает изменение слова не только по падежам, но и по числам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа. Например, тетрадь - тетради, стол - столы. Но есть исключения. Так, у некоторых существительных есть только форма единственного (нефть, гордость, чистота, мошкара) или множественного (шахматы, румяна, ножницы, каникулы) числа.
Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.
Какие существительные относятся к I, II и III склонениям? Чтобы облегчить запоминание, приведём информацию в виде схемы:
Проиллюстрируем различия этих типов словоизменения. В таблице представлены парадигмы для каждого склонения.
Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний. Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще. Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.
Необходимо вспомнить правило склонения существительных на -ия, -ие, -ий . Увидев их, ученики относят к одному из уже описанных видов склонения, но это неверно. Эти слова являются исключением и будут оканчиваться на -ии в том случае, когда по правилу должно писаться -е. Например, он рассказал о лекции (не как «о воде»); я был в планетарии по рекомендации моих друзей (хотя «о слоне» и «стране»).
Парадигмы разносклоняемых существительных
- Существительные, изменяющиеся по местоименному типу . Есть несколько лексем, которые были образованы с помощью перехода частей речи от местоимений, или склоняются как местоимения. Например, девичья, ничья и др.
Чтобы правильно просклонять слово, нужно:
- определить, к какому типу склонения относится словоформа;
- вспомнить или посмотреть парадигму;
- в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).
Примеры:
Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.
Склонение - совокупность изменчивых форм (флексий) имён (существительных, прилагательных, числительных, местоимений) по числам, родам и падежам.
Типом склонения (или просто склонением) называется категория имени - определённый грамматический тип изменчивости, такой, что у слов одного типа склонения формы изменения одинаковы или подобны.
Формы склонения определяются как семантической ролью, так и формой управляющего члена предложения. Семантическая роль может управлять падежом и числом, и тогда склонение является смысловым элементом языка. Например: кот гуляет - слово кот находится в именительном падеже, единственном числе и значит, что один кот совершает действие; коты гуляют - уже множественное число, значит котов несколько; кота кормят - кот находится в винительном падеже, следовательно действие совершается над котом.
Склонение (калька с лат. declinatio, «отклонение» от основной формы слова) - словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных). Обычно под термином «склонение» подразумевается словоизменение по грамматическим категориям числа и падежа.
Слово «склонение» употребляется также в значении «определённый тип парадигмы склонения». Говорят о типах склонения отдельных частей речи (например, в русском языке выделяют субстантивное - склонение существительных, адъективное - склонение прилагательных и местоименное склонения) и отдельных групп слов в пределах одной части речи. Так, традиционно в русском субстантивном склонении выделяются I (голова - головы), II (стол - стола) и III (тетрадь - тетради) типы склонения, а также особые случаи: несклоняемые слова (у которых совпадают все формы в обоих числах: метро, кенгуру, беж и т. п.) несколько слов с -ен- в косвенных падежах (время - времени), два слова с -ер- в косвенных падежах (мать - матери, дочь - дочери), особое склонение Христос - Христа и т. п. Предлагались и другие, более экономные способы классификации русских словоизменительных парадигм, так, А. А. Зализняк объединяет традиционные I и II склонения в «I субстантивный тип склонения» с окончаниями, различающимися в зависимости от морфологического рода.
1-е склонение
- все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а или -я (книга, мама, папа, биология, физика, математика, информатика).
У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание -е, например: к папе, о книге. Но если существительное оканчивается на -ия, то в этих же падежах пишется окончание -и, например: к химии, о биологии. При написании окончаний имен собственных на -ия необходимо придерживаться того же правила, например: к Ксении, об Италии:
2-е склонение
- все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (мак, пень, клоп, склон, биополе, стекло).
Во втором склонении существительных форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного падежа (стекло, биополе) или родительного падежа (склон, пень).
У существительных единственного числа 2-го склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание -е, например: о биополе, о стекле. Но если существительное оканчивается на -ий или -ие, то в том же падеже пишется окончание -и, например: о сознании, о доверии, о различии:
3-е склонение
- все остальные слова женского рода (ночь, ткань).
В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.
После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: тишь, дочь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: раж, калач, малыш.
Дата публикации: 09.06.2011 09:31 UTC
Теги: :: :: :: :: ::
-а/-я
ваза, няня
□ | -о, -е
кран, поле
-ие
изобилие
-ия
-ы/-и
вазы, няни
-а/-я
крана, поля
—и
-ия
изобилия
-ии
-е
вазе, няне
-у / -ю
крану, полю
-и
-ию
изобилию
—ии
-у/-ю
вазу, няню
□ | -о / -е
кран, поле
-ие
изобилие
-ию
-ой/-ей
вазой, няней
-ом / -ем
краном, полем
-у/-ю
-ием
изобилием
—ией
-е
о вазе, о няне
-е
о кране, о поле
-и
-ии
об изобилии
-ии
1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание -е в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:
Дат. п. - Марье , но: Марии ;
Предл. п. - о Марье , но: о Марии
Это относится и к парам типа «учение » - «ученье », «сомнение»- «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие , второй - как слова второго склонения.
Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи .
1.2. Существительные на —ий , —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на —е .
Например:
кий - о кие, Вий - о Вие, змий - о змие, Лия - о Лии
Под ударением в окончании пишется «—и ».
толчия - о толчии
1.3. Существительные на безударные—ь я и—ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий или ев : певунья - певуний , ненастье - ненастий ; устье - устьев , келья - кели й ,
А на ударные —ья и—ьё - окончание—ей . Например: ружьё - ружей , статья - статей , семья - семей (но: копьё - копий ).
1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание —и , а не -е :
- Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии , о положении .
- Слова женского рода на —ия (Швейцария ) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии , о Швейцарии .
1.5.
В существительных мужского и среднего рода с суффиксом—ищ-
—е
, у существительных женского рода - окончание—а
. Например:
а) дуб
- дубище
, забор - заборище
, чудо - чудище
;
б) струя
- струища
, жара - жарища
.
В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание—и , а у среднего—а .
1.6.
У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик-
в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание—а
- у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка
, мальчишка
, сударушка
, малинушка
, старушка
, краюшка
;
б) окончание—о
- у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко
, судёнышко
, столбишко
, сундучишко
, золотишко
.
1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса—л — в именительном падеже единственного числа ставится окончание—а , например: чудила , чертила ; у среднего рода - окончание—о , например: покрывало , забрало.
1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями , у которых в этом случае будет окончание -ым : Павшиным , Румянцевым , Марьиным и т.д.
Примечание . Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.
Но : эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево , из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.
Таблица окончаний склонений во множественном числе
Краткий вариант:
Подробный вариант с примерами для множественного числа:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | на -ие | на -ия |
Им. п. |
-ы | -и вазы, няни |
-ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля |
-и |
-я изобилия |
-и |
Род. п. |
ваз, нянь |
-ов, -ей, □ кранов, полей, солнц |
речей |
изобилий |
мантий |
Дат. п. |
-ам | -ям вазам, няням |
-ам, -ям кранам, полям |
-ам, -ям речам, дням |
-ям изобилиям |
|
Вин. п. |
-ы/□ | и/□ вазы / мам | нянь / руки |
-ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля |
-и |
-я изобилия |
-ии |
Тв. п. |
-ами | -ями вазами, нянями |
-ами, -ями кранами, полями |
-ами/-ями речами, днями |
-ями изобилиями |
-ями мантиями |
Предл. п. |
-ах | -ях о вазах, о нянях |
-ах, -ях о кранах, о полях |
-ах, ях о речах, о днях |
-и об изобилии |
-ях о мантиях |
2.1 . У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) - корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) - ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) - меха (материал из шкуры)
2.2. У существительных женского рода с окончанием на -а , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).
2.3.
В родительном падеже множественного числа у существительных на—ня
с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , череш
ня
- черешен
, коптильня
- коптилен
, наковальня
- наковален
.
Исключения:
барышень
, боярышень
, деревень
, кухонь
.
2.4 . У некоторых слов добавляется суффикс «ес » перед окончанием. Например, у слов «чудо » - «чудеса », «небо » - «небеса ».
Разносклоняемые существительные
К разносклоняемым существительным относятся слова «путь », «дитя » и 10 слов на -мя : «темя », «племя », «знамя », «семя », «вымя », «время », «бремя », «стремя », «имя », «пламя ». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на -и .
Падеж | ||
Им. |
пути, пламёна, семена, стремена, дети |
|
Род. |
путей, пламён, семян, стремян, детей |
|
Дат. |
пути, пламени, семени, стремени, дитяти |
путям, пламёнам, семенам, стременам, детям |
Вин. |
путь, пламя, семя, стремя, дитя |
пути, пламёна, семена, стремена, детей |
Тв. |
путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею |
путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми |
Предл. |
(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти |
путях, пламёнах, семенах, стременах, детях |